Сад в китайском стиле — воплощение восточной гармонии


Когда европейцы впервые открыли для себя китайские сады, они были поражены их самобытностью и очарованием. Китайская школа ландшафтного искусства была совершенно необычной и не похожей на все то, к чему привыкли в Европе. Здесь не было ни аккуратных стриженых газонов, как в английском стиле, ни четкости линий, присущее принципу регулярности французских садов. В Китае высшей ценностью является природа, которую даже в небольшом саду стараются воспроизвести с максимальной точностью, причем в ее наиболее гармоничном проявлении. В исконно китайском саду могут присутствовать не только растения, но и горы, реки, озера – пусть даже в миниатюре – это не важно. Главное, чтобы созданный сад помогал человеку понять и ощутить гармонию между собой и окружающей природой.

Философия в устройстве зеленой зоны

Китайский сад — это чаще всего пейзажный сад, в котором каждый архитектурный элемент имеет свое символическое значение. Особенностью зеленой зоны можно назвать характерную для нее иерархичность, отношения подчиненности между отдельными элементами, при обязательном соблюдении баланса и гармонии в духе фэн-шуй.

Сад с настроением Поднебесной – это результат усилий человека и природы, при этом рукотворные элементы (здания, скульптуры, архитектурные формы малых размеров) удивительно гармонично становятся элементами ландшафта, так что искусственное порой не так просто отличить от естественного.

Влияние фэн-шуй

Положения фэн-шуй обязательно учитывают при планировании сада, учение определяет его концепцию:

  • гармония между всеми элементами и используемыми стилистическими приемами;
  • дизайн обязательно предусматривает доминанту, центр композиции, который определяет облик всей территории;
  • все используемые элементы (растения и композиции из них, скульптуры, светильники и т.п.) имеют собственное значение.

Концепция настроения

В саду, созданном по китайской философии, всегда присутствует выраженный центр в виде доминирующей композиции, а остальные элементы располагаются вокруг нее. Хотя садики в таком стиле имеют единую концепцию, но имеется много интересных разветвлений. Одно из них носит название «смеющиеся сады». Они отличаются насыщенными красками, широкой цветовой палитрой. Причем даже такие элементы как здания, тропинки, аллеи выполняются в яркой цветовой гамме.

«Смеющимся садам» в философском и художественном плане противопоставляются «угрожающие», которые являют собой отражение грозной мощи необузданных стихий. Своеобразная красота и гармония их выражается в форме искривленных деревьев, низвергающихся с грохотом водопадов, каменных глыб, готовых обрушиться в любой момент.

«Идиллический сад» — еще один вид эмоционального состояния китайского сада. Все элементы композиции выполняют задачу воцарения спокойствия и мира в душе, чему способствуют неяркие краски, умиротворяющая водная гладь пруда, на островке в котором можно уединиться в уютной беседке. Примечательно, что все три вышеописанных настроения могут присутствовать в одной зеленой зоне.

Китайский стиль ландшафтного дизайна не боится играть с пространством. Прекрасная иллюстрация такой игры – «картина в раме», когда через фигурное отверстие в стене можно наблюдать строго определенный стилистически законченный, самодостаточный участок территории, причем визуальную суть этого можно увидеть только через это отверстие- «раму».

Стилистика китайских садов и парков

Мало какой парк или сад в Китае обходится без элементов топиарного искусства – скульптур и стриженых картин из растений. Топиарное искусство применяется в оформлении рельефных живых изгородей, бордюров, клумб. Интересно, что растительность высаживается таким образом, что рисунок получается не только цветным и сложным, но и трехмерным.

Современное парковое строительство в Китае переняло у американцев традицию растительной скульптуры, когда внутрь железного каркаса высаживается растение. До тех пор, пока оно не покроет всю металлическую основу, смысл скульптуры доноситься через железную конструкцию. Такая техника носит название «новое топиари». Главная особенность «нового топиари» — игра и взаимодействие разных геометрических форм.

Типичные элементы сада

Садовую территорию в китайском стиле трудно представить без построекв виде малых архитектурных форм — беседки-пагоды, смотровые площадки, откуда лучше всего любоваться пейзажем и наблюдать гармонию его элементов между собой. Окружающая садик фигурная или обычная стена – тоже одна из характерных черт.

Дорожкам и тропинкам в китайском саду не свойственно пролегать по прямым линиям.

Ландшафтный дизайн в Китае привык иметь дело с просторными участками, для воплощения всех замыслов ему требуется большие площади. Стоит учесть, что преобразование участка под сад в подобном стиле потребует большого объема работ.

История создания

Древний китайский сад имеет не только многовековую богатую культуру, но и уникальные особенности. Он существует уже более пяти тысячелетий. Выполняемые в различных стилях древние виды китайских садов считались лучшими среди существующих трёх систем структурного разбивания парков в мире. Такими они являются и в наши дни.

История китайских садов ведёт своё начало с династий Шан и Чжоу. Тогда они назывались «юъ», что означало «ближайший от пейзажа». Это было красивое место, предназначенное для общения и игр. Во времена династии Хань китайский сад строился как вилла и назывался «юань». Здесь императоры могли отдыхать и обсуждать государственные дела.

Основная идея, которую олицетворяет китайский сад, огород – это «сотворение природного мира» в миниатюре. При его создании максимально используется естественный ландшафт со всеми особенностями географической зоны. Этот подход и сегодня можно наблюдать во многих национальных парках, особенно если речь идёт об императорских или монастырских китайских садах.

Выбор растений

В Китае всегда на высоком уровне находилась селекционная работа, множество выведенных сортов цветов наделялось собственными символическим значениями и влиянием на формирование благоприятной среды по фэн-шуй. Растения, по мнению ландшафтных дизайнеров Поднебесной, создают не просто красоту, а нечто неповторимо прекрасное. Цветы для китайского садика выбирают внешне эффектные и одновременно утонченные. Их не должно быть слишком много, вокруг часто высаживается зелень, чтобы в комплексе картина производила впечатление изысканности.

В китайском садике можно обычно лицезреть пионы, луковичные, плетистые розы, разные виды красиво цветущих плодовых деревьев.

Китайские парки современности – райские уголки в городах

Профессия садовника в Китае уходит своими корнями еще в дохристианскую эпоху, поэтому, активно строить парки продолжают и сейчас, даже в мегаполисах. Городские парки начали активно строиться после того, как Китай стал Народной Республикой. Многие городские парки сохранили свою приверженность к древним традициям в китайском ландшафтном дизайне и архитектуре. Некоторые парки сочетают в себе древность и современность. Есть и такие китайские сады и парки, которые принципиально обустроены с исключением особенностей азиатской культуры.

Самые знаменитые парки, наглядно демонстрирующие традиции современного паркового строительства, это парки «Дагуаньюань» («Парк Большого Вида»). Парки носят одинаковое название, но находятся в двух разных городах: Шанхае и Пекине. Они представляют собой иллюстрацию к знаменитому шедевру китайской литературы восьмого века «Сон в Красном Тереме». Ландшафт садов воссоздает местность, описанную в произведении. Для большей достоверности и точности воспроизведения к строительству парка привлекались не только архитекторы и дизайнеры, но и историки, литературоведы.

Современный парк «Хэхуачи» (Лотосовый Пруд) построен на основе водоема, поэтому вода занимает две трети площади всего парка. В этом парке отдыхают почти все жители, так как он расположен в самом центре города. Восточная Венеция привлекает туристов со всего мира. В парке есть множество цветущей растительности, а также тополя, ивы, сосны, кедры. Все беседки расположены на берегах водоемов, чтобы посетители могли любоваться цветущими лотосами.

Решения для сада в стиле Поднебесной (фото)

Концепция китайского стиля в ландшафтном дизайне

Она подчиняется строгим требованиям учения фэн-шуй:

  • Естественность. Грань между природой и результатом работы ландшафтного дизайнера должна быть практически не заметной.
  • Учет сторон света. Все без исключения составляющие выполняют так, чтобы сад менялся и оставался красивым, пока солнце совершает свой путь по небу.
  • Единый центр всей композиции, превращающий ее в единое целое. Находящийся в центре водоем, скульптура или клумба определяет вид всего участка.
  • Новые виды при каждом шаге или многомерное пространство участка. Виды изменяются по мере продвижения по саду.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В КИТАЙСКОМ САДУ

Водная стихия (более половины территории)предстает в двух качествах. Главный водоем, служащий «зеркалом небес» (воплощение покоя), располагают в центре сада. Остальные пруды воплощают второе качество — вечное движение, текучесть и перемены.

Китайские фонари, пагоды, чаши цукубаи также располагают рядом с водной гладью.

Мы выкопали четыре искусственных водоема разного назначения: глубокий (для зимовки рыбы), для полива и мелкие — для кувшинок и других водных растений.

РОЛЬ КАМНЯ

Камни уравновешивают стихии воды и дерева, малые архитектурные сооружения.

В мощении дорожек использовали натуральный плитняк. Пруд, окруженный тропинками из мозаичной гальки, декорировали гравийной отсыпкой и валунами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]