Барокко. Часть 5. Великолепие регулярных садов и парков

Регулярный или формальный стиль ландшафтного дизайна тесно связан с именем короля Людовика XIV и своего расцвета он достиг именно во Франции в XVII веке, в период апогея абсолютизма, поэтому не удивительно, что его также принято называть французским стилем. Продуманность, четкость, выверенность дизайна до мельчайших деталей стала своеобразным символом торжества красоты и упорядоченности над хаосом, гения человеческого разума над силами природы, покорения, превосходства и власти над окружающим миром. Регулярные сады и парки из-за своей композиционной сложности преимущественно использовались для оформления замков и дворцов, где должны были дополнительно подчеркнуть монументальность и пышность архитектурных ансамблей. Большой вклад в становление и развитие регулярного стиля сделал придворный садовник Людовика XIV Андре Ленотр, ставший автором уникальных ландшафтных творений в знаменитых парках Шантийи, Во-ле-Виконт, Фонтенбло, в парке Версальского дворца.
Он представляет собой не что иное, как стремление человека все упорядочить и организовать разумно. Чаще всего, композиции, выстроенные на участке в регулярном стиле, напоминают собой строгий и выдержанный консервативный орнамент, в котором одна часть является отражением другой по правилу симметрии. Здесь основными концепциями являются строгость и отточенность облика, а так же некоторая упорядоченность, которая достигается за счёт симметрии. Симметрия может производиться от дома (где строение – точка отсчёта) или же от другого элемента дизайна, где таковой будет браться за 0. Здесь, так же за точку отсчёта в центре, может браться партер, то есть, с французского, близкий к земле элемент. Это может быть что угодно, к примеру, клумба с цветами, фонтан, пруд или просто газон. Решает здесь уже человек.

В наши дни встретить чистый регулярный стиль крайне сложно. Как правило, формальный стиль используют для оформления отдельного участка сада или заимствуют из него лишь самые яркие и интересные элементы, гармонично вписывая их в сады других стилей. Это связано не только с модой, но в первую очередь с трудоемким и затратным процессом создания регулярного сада. Формальный стиль – это торжество богатства, совершенства и величия, которое присуще классическому зодчеству, поэтому он станет лучшим украшением для особняков, выстроенных под старину, с балюстрадами, террасами, богатыми скульптурными элементами. В симметричной планировке регулярных садов четко прослеживаются правильные пропорции и формы величественных античных зданий.

Планировка

Характерные для французского стиля идеи парадности, грандиозности и официальности требуют зрительного расширения пространства, которое достигается за счет ровного рельефа и системы длинных и широких дорожек и аллей, украшенных с обеих сторон декоративными кустарниками. Аллеи, вымощенные битым кирпичом или речной галькой, могут идти параллельно друг другу или пересекаться, но обязательно должны сходиться у дома как центрального объекта композиции. Французский сад имеет две ключевые точки – верхнюю, где находится дом, и нижнюю с главным входом. Такое расположение не случайно. В старину оно было создано для того, чтобы поразить гостей пышностью и величием всей композиции. Наряду с помпезностью и театральностью французскому стилю присуща рациональность и четкость линий, поэтому ярко выраженная основная ось делит пространство на две абсолютно симметричные части, элементы которых подчинены строгим и выверенным формам.

Одним из занимательных элементов являются лабиринты, представляющие собой заросли можжевельника, жимолости или орешника с тропинками, простирающимися на значительной площади. Кустарники для лабиринтов подразумевают обязательную геометрическую стрижку. Впрочем, своей строгой геометрической формой отличаются все кустарники, деревья и водоемы французского сада. Очень изысканно и стильно смотрится декоративный водоем с фонтанами и водными каскадами или античная скульптура, расположенная в центре сада.

Отличительной особенностью ландшафтного дизайна во французском стиле является боскет. Это замкнутое пространство, имеющее геометрически правильную форму. Со всех сторон боскет ограничен ровно постриженными и часто посаженными деревьями акации, боярышника, клена татарского, ели обыкновенной или смородины. Внутреннее пространство, именуемое зеленым залом или кабинетом, украшается газоном или многолетними плотно посаженными растениями. Между боскетами пролегают аккуратные дорожки, покрытые мелким гранитом или речной галькой.

Чаще всего панорама французского сада разворачивается в одной ландшафтной плоскости. Для ландшафтов с перепадами высот создаются ровные площадки с просторными террасами, которые соединяются между собой лестницами. Для придания истинно французского шарма террасы можно украсить партерами и боскетами. Оградой для французского сада может служить живая изгородь, в которой устроены специальные ниши с садовой мебелью светлых тонов. В дальней части сада, в том месте, где расположен партер с пересекающимися дорожками, неплохо установить изысканную и уютную беседку, предназначенную для отдыха.

Использование французской планировки сада будет уместным, если загородный коттедж или особняк предназначены для приема таких гостей, которых необходимо поразить изящностью, достатком и чувством вкуса. Однако необходимо учитывать, что создание парка или сада в формальном стиле требует достаточно большого пространства, маловыраженного рельефа местности и непрерывной работы профессионального садовника по его озеленению и благоустройству. Парк или сад, выполненный во французском стиле, имеет, прежде всего, главную ось всей планировки архитектоники, а расположение элементов должно быть симметричным. Это и будет основной идеей стиля. Главный вход в такой сад должен быть расположен в нижней части, чтобы прямо от входа можно было оценить все величие и превосходство композиции.

При обычной планировке, перед фасадом здания разбивается парк или сад, в центре которого, как правило, расположен фонтан или скульптура. Такое расположение весьма выгодно подчеркивает перспективу пространства, зрительно увеличивая ее. Лучше всего, если из растений будут преобладать те, которые долго сохраняют форму и легко поддаются стрижке. Они могут быть как хвойными, так и лиственными. В Беларуси для этой цели как нельзя лучше подойдут такие растения, как ель, туя, боярышник, спиреи, клен, яблоня, слива, липа, барбарис, бирючина, кизильник. Аллеи из этих деревьев и кустарников должны быть широкими, просторными и обязательно прямыми. Центральная аллея, идущая прямо к особняку, высаживается каким-либо одним видом деревьев. Остальные аллеи, идущие от центральной, могут пересекаться под прямым углом, или расходиться от главной аллеи лучами. Все деревья, кустарники, клумбы и газоны для сохранения своей геометрической формы должны своевременно и регулярно аккуратно подстригаться, что требует времени и усилий, а при отсутствии таковых – значительных денежных затрат, что лишний раз подчеркивает достаток владельца. Если позволяет площадь парка, то очень интересным элементом французского стиля может стать «зеленый лабиринт», который обычно представляет собой заросли кустарника и тропинки. Для создания такого лабиринта удобно использовать можжевельник или жимолость, а дорожки выложить мелкой галькой или толченым кирпичом.

Этот стиль не предполагает наличие ограды для парка или сада. Ранее в качестве ограждения использовали рвы с водой, которые зрительно не ограничивали пространство. Им на смену пришли изящные кованые решётки или живые изгороди, в специальных нишах которых очень красиво смотрится садовая мебель пастельных тонов. Часть парка, расположенная за особняком, обычно выполнена в свободном стиле. Здесь весьма удобно расположить красивую, уютную беседку для отдыха.

Чтобы сад регулярного стиля надолго сохранил свою привлекательность, требуется постоянный и тщательный уход. Чаще всего этот стиль используется для украшения правительственных резиденций, зданий государственных учреждений, гостиниц, театров и музеев. Кроме общественных учреждений французский стиль можно применить для озеленения загородных домов, подъездных дорог и пешеходных дорожек. Для того чтобы не нарушить гармонию и основную идею, присущую этому стилю, надо сохранить его традиции и при проектировании учитывать соответствие архитектурного стиля жилому зданию.

Что определяет каждый стиль: сравниваем особенности

Точкой отсчета при создании ландшафта собственной фазенды может стать любая мелочь. Главное – правильно классифицировать ее, определить принадлежность стилю. Любовь к песчаным оттенкам травертина способна натолкнуть на проектирование сада «а-ля Италия», мнение, что «роза – прекраснейшая из цветов» подскажет использование английской классики, обязательное присутствие аромата лаванды – прямая отсылка к насыщенному солнцем Провансу. Сузить рамки при подборе стиля помогут основные характеристики садовой планировки и элементов наполнения.

Строгостью, использованием прямоугольных форм при разбивке сада отличаются:

  1. Регулярный (французский);
  2. Японский;
  3. Мавританский.

Плавность, округлость линий присуща:

  1. Английскому стилю;
  2. Кантри;
  3. Русскому модерну;
  4. Китайскому;
  5. Экостилю.

Пышность цветущей растительности, буйство красок внутри геометрически жесткой планировки характерны для мавританского садового пространства, классический английский сад, напротив, подразумевает идеально-выверенную гамму красок холодноватых оттенков, большое количество зелени, общую колористическую сдержанность.

Выбор растений в регулярном саду

Для формирования ровных и аккуратных бордюров обычно используются тис и самшит. Самшит легко поддается садовой стрижке и способен в течение долгого времени сохранять даже самые причудливые формы. Тисы славятся исключительным долголетием, имеют густые кроны с мутовчатым расположением ветвей, любят влажный воздух, хорошее солнечное освещение и свежую почву, насыщенную известью.

Из кустарников прежде всего следует обратить внимание на бирючину, которая представлена как листопадными, так и вечнозелеными кустарниками. Как правило, они солнцелюбивы, отлично растут на обычной садовой земле, возможно даже с добавками извести, но с трудом переносят сырую тяжелую глину с кислой реакцией. В садах французского регулярного стиля предпочтительнее высаживать бирючину обыкновенную — листопадный густоветвистый кустарник высотой до 5 м, быстро растущий и способный зимой выдерживать понижение температуры до ?30°C.

Вполне уместно будут смотреться в саду французского регулярного стиля и такие неколючие кустарники, как кизильник. В ландшафтном дизайне для формирования живых изгородей традиционно используется более восьмидесяти его видов.

Нельзя не упомянуть и барбарис обыкновенный, которому за приятный нежный аромат спелых ягод люди дали название «конфетного дерева . Но на самом деле это колючий листопадный кустарник. На формирование живой изгороди из барбариса может уйти достаточно много времени — не меньше шести лет, но все усилия в итоге будут оправданы. Весной кусты покрываются золотистыми цветами, осенью обращают на себя внимание ярким багрянцем листьев. Из сортов с интенсивным боковым ветвлением, оптимально подходящих для формирования живых изгородей и бордюров помимо барбариса обыкновенного необходимо отметить барбарис Тунберга, барбарис сибирский и барбарис оттавский.

Из деревьев, кроме уже упомянутой и крайне популярной липы, в саду французского регулярного стиля можно посадить клены типа кампестри, типичным представителем которых является клен полевой, а также декоративные яблони и декоративные сливы.

Полевой клен имеет шаровидную крону и достигает в высоту 15 м. Клен теневынослив, устойчив к засухе и способен выдержать небольшие засоления почвы. Растет он достаточно медленно, зато легко переносит пересадку и стрижку. Что касается декоративных яблонь, то самыми популярными их сортами, адаптированными к климатическим условиям Беларуси, пожалуй, относятся «Роялти» и «Эверест». «Роялти» имеет красно-фиолетовые листья, яркие розовые цветы и мелкие темно-красные плоды. Эта яблоня светолюбива и морозостойка, цветет, как правило, не раньше мая, в высоту достигает 4-6 м. У «Эвереста» листья темно-зеленые, овальной формы, цветы белые, форма кроны коническая с поникающими побегами. Желто-красные плоды «Эвереста» выглядят очень декоративно и могут не опадать до декабря. Дерево устойчиво к морозам, но совершенно не переносит жары. Декоративная слива обладает густой кроной с блестящими пурпурно-красными листьями, растет на плодородных суглинках средней влажности, предпочитая ярко освещенные солнцем места. Может использоваться как в групповых, так и в одиночных посадках.

Растения хвойных пород в садах, оформленных в традициях французского регулярного стиля, — скорее исключение из правил, но в тех случаях, когда климатические условия не позволяют засадить его необходимыми лиственными породами, а иметь такой садик уж очень хочется, эксперименты с хвойными не возбраняются. Наиболее подходящими считаются декоративные формы ели сизой (их всего насчитывается около 20), ель колючая, туи и кипарисовики.

Неприхотливая и податливая к любым дизайнерским экспериментам туя западная получила известность как универсальное средство озеленения. Канонам французского регулярного стиля она также не противоречит. Ландшафтным дизайнерам известно более двадцати сортов туи западной, и среди них они часто отдают предпочтение сорту «Брабант» — растению с зелеными побегами и желтыми кончиками и динамичными темпами роста — до полуметра в год. Максимальная высота туи сорта «Брабант» редко превышает 8 м. Двух обрезок кроны вполне достаточно для того чтобы превратить ее в непроницаемую стену.

У туи сорта «Смарагд» красивая конусообразная крона и ярко-зеленая хвоя, сохраняющая насыщенность цвета круглый год. В ширину она обычно разрастается до 1-2 м, а в высоту — до 8 м, так же, как и туя сорта «Брабант». Туя «Смарагд» не выносит переувлажнения, и эту особенность ухода обязательно нужно учитывать. Говоря о подборе растений для сада французского регулярного стиля, стоит упомянуть и такой сорт туи западной, как карликовую «Данику» — шаровидный кустарник высотой до 0,6 м. Он сохраняет правильную шарообразную форму на протяжении всего жизненного периода, совершенно не требуя обрезки.

Партерные газоны

При обустройстве партерных цветников и регулярных клумб-арабесок цветы необходимо подбирать так, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего сезона. Ранней весной на них будут уместны луковичные — нарцисс, тюльпан, крокус, сцилла, а также раннецветущие многолетники — например, печеночница и анемон. Цветы для лета: виола, маргаритка, аквилегия, ирис, алиссум, бархатцы, календула, петуния, сальвия, и многие другие. Осенью великолепие регулярных клумб и цветников подчеркнут розы, гелениум, астры и георгины.

Деревья, цветы и оттенки регулярных парков

Северный партер Версальского парка

Декоративные цветы встречались во французских садах XVII века крайне редко, и набор их цветовых оттенков был невелик: синий, розовый, белый и фиолетовый. Более яркие оттенки (жёлтый, красный, оранжевый) появились только после 1730 года, когда в Европе стали доступны мировые достижения в области ботаники. Луковицы тюльпанов и прочие экзотические цветы поступали из Турции и Голландии. Очень важным декоративным элементом в Версале и в других садах стали топиары, дерево или куст, которому стрижкой придана геометрическая или гротескная форма. Топиары размещали рядами вдоль главной оси сада, чередуя их с вазами и скульптурами. В Версале цветочные клумбы были устроены только в Трианоне и в Северном партере непосредственно возле дворца (именно на Северный партер выходят окна Больших королевских покоев). Цветы обычно доставлялись из Прованса, содержались в горшках и менялись 3 или 4 раза в года. Из финансовых ведомостей Версаля за 1686 год видно, что в садах было использовано 20 050 луковиц желтых жонкилий, 23 000 цикламен и 1 700 лилий.

Большинство деревьев в Версале было перенесено из лесов; использовались грабы, вязы, липы и буки. Также там росли каштаны, завезённые из Турции, и акация. Взрослые большие деревья выкапывались в лесах Компьени и Артуа и заново высаживались в Версале. Множество деревьев погибало после пересадки и их регулярно меняли.

Деревья в парке были подстрижены горизонтально и выровнены на верхушках, придавая им нужную геометрическую форму. Только в XVIII веке деревьям позволили расти естественно.

Малые архитектурные формы в регулярном стиле

Во французском стиле неуместна громоздкая и массивная мебель. Вариантов подбора предметов быта только два — изящные, легкие изделия с кованными элегантными ножками и опорами, легкими сиденьями или типичная мебель в стиле уличных кафешек и летних террас ресторанов.

А вот беседки, если площадка достаточно большая для их установки, особенно легкие конструкции в романтическом стиле, только приветствуются. Кроме выделенных в базовой структуре, каждую площадку в саду, будь то расширение, пересечение дорожек или их «глухой» конец, обязательно используйте для обустройства зон и уголков для отдыха.

Несколько горшечных растений обязательно следует установить в зоне отдыха. Они должны стоять на столе, возле каждого предмета мебели, под сиденьями и столешницами. Правда, использовать следует не отдельные высаженные в горшки растения, а целые горшечные композиции. Какими будут кашпо — не так уж и важно, но светлые и неглянцевые материалы для французского стиля подходят лучше, в частности, типичными считаются глиняные сосуды. В качестве горшечных растений можно использовать розы, самшиты, оливковые деревья, лавр, цитрусовые, гранат, лантану.

В таком саду вы просто обязаны установить хотя бы одну классическую садовую скульптуру, напоминающую о французских замках и дворцах. Если у вас в саду есть высокая стена, то установите на ней большое зеркало или создайте настенный пейзаж с перспективой, замаскировав по бокам вьющимися растениями. Такое эффектное «отражение» или неожиданная перспектива привнесут в сад ощущения простора и покоя.

Неправедный осуждение садов барокко

Теоретики пейзажного садоводства позже много говорили о антифеодальную, а не монархическую суть пейзажного парка. Активная, часто агрессивная геометрия планировки и активное вмешательство в развитие и рост кустов и деревьев относились в вину садам барокко. Было полностью забыто, что регулярный парк был монополизирован королевской властью во Франции 17 века. Именно из Франции пошла мода на покорение природы в саду — королю, вельможи, человеку вообще. Но регулярный парк возник в Италии во времена, когда был сложившимся институт абсолютизма, олицетворенный в должности короля. Поэтому регулярный парк не нес вины за преступления королевской (абсолютной) власти.

Частично спасителем небольших садов с регулярной планировкой был даже Хамфри Рептон (1752-1818), более известный как теоретик и практик пейзажного садоводства Англии. На припалацовий территории Хамфри Рептон оставлял и террасу, и балюстрады, и цветники, и регулярная планировка — признаки барокко в пейзажном среде английского парка. Элементы регулярной планировки без гигантомании Версаля заняли почетное место в новейшие времена в развитии парков у спортивных площадей в 20 веке.

Дух антифеодальной свободы английских садов был распространен только на планирование садов и отказ от выстригания деревьев. Английский сад с первых лет существования начал так же активно обслуживать абсолютную власть в той же Британии 18 века, как и французский парк в Версале 17-го. Порочный круг замкнулся.

Но это старательно не замечали ни в либеральной Британии, ни в королевской Франции, ни в Российской империи, ни в немецких княжествах и тому подобное.

Водоемы во французском стиле

Важный элемент классического стиля – вода. Она находит своё воплощение в бассейнах с фонтанами, каскадах и пристенных фонтанчиках. Зеркальная гладь воды прекрасно будет сочетаться с общей композицией. Водоем на участке делают в форме круга, овала, квадрата, прямоугольника. Береговая линия должна быть четкой; растения в прибрежной зоне высаживаются в строгом порядке, рядами. На больших по площади участках нередко создают каскады – многоступенчатые сооружения из камня или бетона, служащие для ниспадения струй воды. Также на участке устанавливают фонтаны, которые могут служить центром цветочных композиций, например. Здесь тоже всё подчинено законам геометрии: водоёмы имеют строго симметричную, чаще всего прямоугольную форму.

Сад как проявление архитектуры

Уголок парка в Хэмптон-корте, Лондон
Устроители садов регулярного стиля считали свою деятельность разновидностью труда архитектора, расширяя пространство здания за пределы его стен и упорядочивая природу в соответствии с законами геометрии, оптики и перспективы. Сады создавались подобно зданиям, с анфиладой комнат, через которую проходил зритель, следуя заданным маршрутом, с коридорами и вестибюлями. В своих чертежах они использовали терминологию архитекторов; площадки назывались залами

,
комнатами
и зелеными
театрами
. «Стены» выполняли посредством подстриженного кустарника, а «лестницы» посредством воды. На земле были
покрывала
или ковры из травы, украшенные растениями, а деревья образовывали
портьеры
вдоль аллей. Подобно архитекторам, проектировавших системы водоснабжения в зданиях шато, ландшафтные архитекторы устраивали гидравлические системы для снабжения водой фонтанов и водоемов сада. Большие наполненные водой бассейны заменяли зеркала, а струи воды из фонтанов замещали канделябры. В
боскете «Заводь»
садов Версаля Андре Ленотр разместил столы из белого и красного мрамора, чтобы сервировать на них угощения. Текущая вода в бассейнах и фонтанах имитировала наполнение кувшинов и хрустальных бокалов. Доминирование архитектуры в садах существовало вплоть до XVIII века, когда в Европу пришли английские пейзажные парки, и источником вдохновения для устройства садов стала служить романтичная живопись вместо архитектуры.

Материалы и декоративные элементы в регулярном стиле

Материалы для регулярного сада выбирают дорогие, высокого качества – ценные породы дерева, мрамор, керамика, бронза. Аксессуары для регулярного сада также должны выглядеть богато, их не должно быть слишком много, но все они должны выгодно подчеркивать другие элементы сада, быть «к месту». При декорировании беседок обычно используют резьбу по дереву, художественную ковку. Ограждения в формальном саду – чугунные или литые с классическим рисунком решетки.В регулярном саду предпочтение отдают спокойным тонам, классическим орнаментам, растительным мотивам.

Особенности пейзажного стиля

Для создания сада с природным ландшафтом необходим участок не менее 12-14 соток. Небольшой садик не сможет в полной мере передать полноценной гармоничной картины и вместит лишь фрагменты пейзажного стиля.

Сад должен выглядеть естественно, но это не означает запущенность и неухоженность растений. Приближаясь к максимальной естественности, природный стиль упорядочивает формы дорожек, расположение водоёмов и беседок.

Создать сад в пейзажном стиле можно как на холмистой местности, так и на равнине. Выбор растений при этом будет различным, но основные принципы проектирования сада будут одинаковыми:

  1. Плавные линии. Природный стиль в не терпит прямых линий, острых углов и симметрии. Дорожки должны быть извилистыми и ассиметричными. Берега водоёмов не должны быть идеально ровными.
  2. Натуральные материалы в декоре. Преимущество отдаем дереву и камню. Можно использовать глиняные статуи и кованые светильники. Современные пластиковые украшения и фигуры не впишутся в природный дизайн.
  3. Узнаваемые растения. Сад должны наполнять те растения и кустарники, которые характерны для данной местности. Не рекомендуется использовать экзотические цветы и неизвестные травы.
  4. Спокойная цветовая гамма. Красоту ландшафта подчеркнут спокойные краски. Это зелёный, фиолетовый, белый, бледно-розовый, серебристый. Природный ландшафт не нужно искусственно украшать пёстрыми цветами, которые внесут неестественное буйство красок и кричащие оттенки.
  5. Свободный рост растений. Конечно же, кусты нужно подстригать, газоны косить, а цветы прореживать. Но нет необходимости фигурного моделирования растений, создания искусственных топиариев.

№10. Лесной стиль

Лесной стиль напоминает эко-стиль тем, что предполагает минимальное вторжение в природный ландшафт. Все усилия сводятся к тому, чтобы связать дом с окружающей природой и лишь расставить некоторые акценты, не нарушая природу и не делая глобальных перепланировок.

Основные черты:

  • идеально подходит для участков, расположенных в лесной местности. Только в этом случае удастся выполнить главное требование стиля – натуральность и природность. Размер территории не имеет значения;
  • все формы в саду должны напоминать естественные, зонирование также осуществляется по природным линиям;
  • используются только природные краски, вкрапления ярких оттенков минимальны;
  • все материалы натуральные, на первом месте – дерево. Тропинки можно организовать с помощью гравия, древесных спилов, травы или коры. Мощение используется по минимуму, и лишь только главная дорожка, идущая к дому, может иметь заметный бордюр;
  • растения – все лесные породы, которые произрастают в регионе. Вместе с ними используют все лесные кустарники, допускается вертикальное озеленение. В стиль идеально впишутся ромашки, злаки, лютики, колокольчики, а также лекарственные растения. Отличное украшение – цветники в пнях и бревнах;
  • можно обустроить на участке беседки-домики. Садовая мебель простая, деревянная, покрытая лаком. В лесной стиль впишутся гамаки и качели, в качестве декора можно использовать коряги, фигурки из дерева. Пруды и ручейки приветствуются.

Обустраивая свой участок, можно комбинировать похожие стили, но делать это необходимо очень аккуратно. Допускается использование элементов выбранного стиля для организации только лишь части территории сада. В любом случае, проведению всех работ по ландшафтному дизайну загородного или дачного участка должно предшествовать тщательное планирование, без которого невозможно создать гармоничную и цельную территорию.

Статья написана для сайта remstroiblog.ru.

№2. Английский стиль (пейзажный)

Стиль предполагает полную естественность и отсутствие строгих форм, отказ от геометрически правильных фигур и полное слияние с окружающей природой. Он воссоздает атмосферу дворянских усадеб XIX столетия, пропитанных романтикой. Стиль предполагает разумное вмешательство в природу и учет региональной растительности – работа человеческих рук по облагораживанию участка не должна выделяться, как в случае с регулярным стилем.

Основные черты:

  • извилистые дорожки, водоемы естественной формы, кажущееся отсутствие упорядоченности. Тем не менее, участок в английском стиле потребует такого же постоянного и тщательного ухода, как и любой другой, а газон, важнейший элемент стиля, всегда должен быть подстрижен и поддерживаться в аккуратном виде;
  • пейзажный стиль полноценно можно воссоздать на достаточно просторных участках, площадью не менее 12 соток. Владельцы более скромных территорий смогут обустроить лишь какую-то часть своего участка в английском стиле;
  • преобладающий цвет – зеленый во всех оттенках, серебристый;
  • кроме газона, часто используется вертикальное озеленение, а часть ограждения или фасад дома могут быть увиты лианами. Участки в английском стиле буквально утопают в цветах, можно использовать мальвы, розы, анютины глазки, а также тюльпаны, крокусы и нарциссы. Цветы желательно высаживать группами и делать пышные композиции. Обязательно использовать можжевельник, тую или самшит, также подойдут декоративная ива, бузина, жасмин;
  • дорожки делаются только из натуральных материалов: камень, спилы деревьев. Украшением участка станет небольшой водоем с кувшинками или лилиями, мостик через пруд, скамейки из натуральных материалов, а также беседки, арки и решетки, увитые растениями, старинные предметы.

Ландшафтный дизайн и его стили

Английский

Английский, он же — природный, ландшафтный стиль предполагает небрежную естественность во всем. Витиеватые тропки, луговые травы, слегка заросшие водоемы – все должно выглядеть так, словно не подвергаются никакому специальному уходу. Конечно, это не соответствует действительности. Исключение из общей концепции газоны – аккуратные газоны с лавочками вдоль дорожек типичны для Англии. Такой стиль хорошо вписывается в наши климатические условия, участки будут гармонично смотреться и летом, и зимой. Для оформления в английском стиле практически обязательным становиться наличие укромных, затененных уголков, поросших плющом беседок, пруда с кувшинками, камышом. Нужно помнить, полностью такую стилистику возможно воссоздать лишь на относительно большой площади. На четырех сотках сделать это не удастся.

Средиземноморский

Средиземноморская стилистика отличается широким использованием мрамора, гальки, камней в декоре. Природа возникновения стиля предполагает наличие ступеней, подпорных конструкций, лестниц, террас. Садовые насаждения перемежаются с искусственно созданными декоративными элементами. В холодном климате осуществить идею средиземноморского сада сложно, разве что в условиях зимних садов. Для средиземноморского стиля характерно обилие цитрусов, пальм, оливок, фисташек. Из этого сада к нам пришли топиарии – искусно выстриженные кустарники в виде замысловатых фигур. Мебель в таком саду легкая и удобная, главным элементом декора становятся копии античных статуй, амфоры, псевдодревние вазы. Такую керамику часто оплетают плющи. Не лишними буду фонтаны, но они не должны быть слишком громоздкими, хватит компактных мраморных чаш.

Французский

Все под линейку – основная идея французского стиля. Четкие линии, исключительно правильные формы, идеально ровные дорожки. Вся композиция должна быть отцентрирована вокруг небольшого пруда, фонтана – обязательно правильной геометрической формы. На большой площади участка высаживают газон, огороженный густой изгородью – боскет. Интересным элементом бывает лабиринт из густо посаженных деревьев, которым придают четкую форму пирамиды, шара, куба. Стены живой головоломки могут иметь скрытые ниши со скамейками, словно вы попали в сады Версаля. Фонтаны для французской стилистики характерны безупречно правильной формы, но обязательно массивные с эффектным выбросом струй воды. Дорожки отсыпаются мелким гравием, очерчиваются с помощью аккуратных растительных бордюров. В узоре клумб нет случайных пятен, они либо просты до безобразия, либо представляют собой замысловатый, но четкий узор.

Восточный

Утонченные переходы, плавность, неспешность во всем, нежные сочетания характеризуют восточный стиль. Деревья карликовой формы, низкорослые кустарники перемежаются с небольшими прудами. Пейзаж предназначен для снятия напряжения, неторопливых раздумий о сущности бытия. Цвета подбираются неброские, смягчающие обстановку. Ключом ко всему являются камни – они должны выглядеть так как будто пролежали на одном месте тысячи лет. Их формы округлы, покрыты мхом. Они служат напоминанием о мимолетности нашей жизни в сравнении с вечностью. Узкие аллеи, изогнутые мостики подталкивают к долгим неспешным прогулкам. Все в восточном саду пронизано философией, особенно мелочи в виде фонариков, вазочек. Символом достатка служат карпы в садовом пруду, они смогут прекрасно перенести суровую зиму. Стандартную беседку заменяет домик для чайных церемоний.

Русский стиль

Близкий для нас – русский стиль. Оформление участка деревенским, со сказочным оттенком. Насаждения базируются на практичности – всевозможные фруктовые деревья, клумбы, состоящие из лекарственных трав. Для усадьб, построенных в русском стиле характерно наличие бани, настоящего, на худой конец, декоративного колодца. Деревянные беседки, плетеные изгороди, декорированные глиняными горшками под старину, дорожки из деревянных кружков – непременные атрибуты стилистики. Детишек порадуют резные сказочные персонажи, расставленные случайным образом по всему участку. Усилить атмосферу поможет собрание антикварных предметов быта. Внешние границы участка часто обсаживают белоствольными березами. Чтобы воплотить идею оформления участка в русском стиле много не нужно – вспомните бабушкин дом в деревне, воплотите теплые детские воспоминания в жизнь, несколько осовременив их.

Сад как проявление театра

В регулярных садах

часто устраивали постановку спектаклей, музыкальных выступлений и фейерверки. В 1664 году Людовик XIV устроил семидневное торжество в обновленных садах Версаля с церемониальными проходами, постановкой комедий, балетов и устройством фейерверков. В садах Версаля находился водный театр, украшенный фонтанами и статуями юных богов (разрушено между 1770 и 1780 годами). Были построены полноразмерные корабли для прогулок по Большому каналу, а в саду был устроен танцевальный зал под открытым небом, окруженный деревьями; также были устроены водный орган, специальный лабиринт и грот.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: