Садовая композиция в ландшафтном дизайне из лиственных культур


Основная цель ландшафтного дизайна – облагораживание участка. Придавать рельефу живописный вид помогает красивые зеленые насаждения. Растения в ландшафтном дизайне играют ключевую роль, они подобны краскам художников.

Ландшафтный дизайн органично сочетает в себе красоту окружающего пространства с практичностью его использования.

Особенности использования растений в ландшафтном дизайне

Задача дизайнера подчеркнуть особенность рельефа, проектируя сад, учитывают декоративные качества растений. Трава обычно служит фоном композиции. Габитусные культуры выбирают по форме и густоте кроны, учитывается темп роста, устойчивость к стрижке. Декоративно-лиственные ценятся за оригинальность формы и окраса листвы. Сочетание таких культур с вечнозелеными хвойниками всегда смотрится выигрышно.

растения в ландшафтном дизайне

Сделать цветовые акценты помогут цветущие растения, они используются для бордюрного оформления, одиночной посадки. Плодоносящие культуры украшают осенний сад, вьющиеся отлично декорируют стены веранды, беседки. Ковровые зрительно сглаживают рельеф.

При комбинации растений в ландшафтном дизайне с различными декоративными качествами удается создать гармоничные композиции.

оформление ландшафта растениями

Варианты расположения деревьев

При оформлении приусадебного участка деревья можно размещать одним из следующим способов:

  • Живая изгородь. В этом случае деревья – это ограда, защищающая от атмосферных осадков, шума и любознательных соседей. Кроме того, деревья способны скрыть непривлекательные объекты. Для создания живой изгороди нужно высадить несколько деревьев в одну линии, расположив их максимально близко друг к другу. При этом используются такие деревья как тополя, клен и липа, ведь их ветви широко разрастаются с самого низа ствола. Невысокое живое ограждение можно создать из вишни, а для создания разноуровневой изгороди используется яблоня и груша, ясень и корзиночная ива.

  • Аллея – дорога, где с обоих сторон высажены деревья и кустарники. Расстояние между ними должно быть одинаковым и небольшим, чтобы верхние кроны деревьев переплетались, создавая однородный свод. Такую высадку деревьев можно производить только на больших участках, для этого можно использовать бук и дуб, липу и вяз, клен и граб, платан и кипарис, ель и пихту, березу и лиственницу.

  • Группа – создание композиции из кустов и деревьев, где растения высаживаются с учетом их размера, цвета и формы. В групповой посадке прослеживается принцип ярусности, где на переднем фоне низкорослые кустарники, а на заднем фоне – высокие деревья.
  • Композиция – в данном случае используются все виды растений, в результате чего создается шикарный сад. При подборе деревьев, кустарников и цветов нужно учитывать их размеры, форму и цвет, размещая их вдоль ограждения, возле постройки или зоны отдыха. На участке можно создать несколько композиций, включающих в себя растения с разной формой и цветом или же создать композицию из группы растений, схожих по одному из признаков. К примеру, в одной композиции высаживаются растения одного цвета (зеленого или голубого, красного или серебристого, желтого и т.д.), одной (круглой или продолговатой) формы или кустарники одной высоты.

Основные виды растений для ландшафтного дизайна

Принято делить культуры на несколько основных групп по ярусности, каждому виду растений отводится определенная роль.

ландшафтный дизайн с цветами

Деревья

Всегда привлекает к себе внимание одиноко стоящее дерево. Для озеленения выращивают:

невысокие и стелющиеся хвойные (можжевельники, туи, сосны, ели);

  • из плодовых выбирают наиболее декоративные виды яблонь, груш, деревья косточковых культур с плотной красивой корой, ровной штамбовой кроной;
  • лиственные чаще используются для одиночной посадки;
  • вдоль забора для живой изгороди выбирают среднерослые виды с густой кроной.

ландшафтный дизайн с деревьями

Деревья необходимы для ярусного озеленения, хвойные украшают рокарии, хорошо сочетаются с цветущими кустарниками.

Обратите внимание! Посадками вдоль дорожек поддерживают композиционный ритм, создают тенистые аллеи.

Кустарники

Групповые посадки нередко становятся осью композиции. Одиночные декоративные виды используют для создания акцентов. Для оформления выбирают цветущие кустарники, стелющиеся формы и поддающиеся формирующей обрезке. Кустарники нередко размещают рядом с деревьями, используют как связующее звено комбинации с травянистыми растениями, посадками участок делят на зоны.

Красивый ландшафт невозможно представить без кустарников, радующих резной и пестрой листвой, меняющей цвет в осенний период. Для акцентов выбирают пышно цветущие кусты и виды яркими листьями, плодами.

При выборе культур учитывают габариты и направленность роста растений. Разрастающиеся вертикально по виду напоминают деревья, дающие прирост вширь – хороший вариант для зонирующей посадки.

ландшафтный дизайн с кустарниками идеи фото

Важно! Низкорослые кустарники лучше сажать группами, чтобы они не растворились в общей композиции.

Ампельные растения

Название растения получили от слова «аmpel» (висящее кашпо). Большое разнообразие видов лиан условно делят на две группы:

  • вьющиеся способны подниматься по опоре, шнуру за счет усиков или воздушных корней;
  • стелющиеся направляют побеги по поверхности земли в разные стороны.

ампельные растения

Вьющиеся культуры используют для декорирования малых архитектурных форм, заборов. Создают из растений зеленые навесы, спасающие от солнца. Ампельными растениями украшают водопады, подпорные стены, альпийские горки.

Водные растения

Кувшинки, аир, ряска и другие растения с плавающими листьями регулируют газовый состав воды, создают благоприятную среду для обитателей водоемов. Сусак, ежеголовник, камыш, укрепляют берега мощными корнями, образуют красивые заросли.

водные растения

Многолетники

Неприхотливые многолетние травы и травяные кустарники образуют зеленый покров на дачах, в парках. Почвопокровные многолетние культуры используют в качестве фона, цветовых пятен. Цветочные многолетники выращивают для бордюрной и зонирующей посадки. Многолетников великое множество, для ландшафтного дизайна выбирают:

  • водолюбивые;
  • засухоустойчивые;
  • светолюбивые;
  • теневыносливые.

Важно! В труднодоступных и отдаленных уголках сада садят неприхотливые морозоустойчивые виды, дающие небольшой прирост, устойчивые к вредителям и грибковым поражениям.

Основные виды цветов для ландшафтного дизайна

Цветущие растения для композиций подбирают с разным сроком цветения или сажают цветы, выбрасывающие бутоны несколько раз в течение всего сезона. Особенного внимания заслуживают популярные многолетники.

Розы

Селекционеры занимаются разведением роз на протяжении нескольких веков. Кусты цветут в две фазы с перерывом от 5 дней до 2-х недель.

ландшафтный дизайн с розами

Выведено сотни сортов, которые принято делить на группы по видовым признакам:

  • Чайно-гибридные отличает особый аромат, кусты высотой 60–80 см подходят для групповой и одиночной посадки. Бутоны бывают обычными, махровыми, собранными в соцветия.
  • Полиантовые – непрерывно цветущие. Высота варьируется от 40 см до 1,5 метров, цвет бутонов преимущественно красный, размер цветков до 4 см.
  • Флорибунды ценятся за длительное и обильное цветение, пышные кисти цветов (в соцветиях до 30 средних по величине бутонов).
  • Плетистые розы образуют побеги до 5 метров длиной, для оформления участков при групповой посадке чаще выбирают повторно цветущие сильно ветвящиеся разновидности.
  • Штамбовые выращивают, прививая на подвой по 2–3 подвоя, чтобы образовалась красивая плотная крона. Штамб делают высотой от 80 до 120 см, обязательно привязывают к опоре.
  • почвопокровные – мелколистные, разрастающиеся в ширину кусты с раскидистой кроной.
  • Бордюрные – среднерослые различных видов, высота куста 30–50 см.
  • Миниатюрные – низкорослые, высотой от 10 до 30 см. Бутоны махровые или чашевидные, вырастают до 3 см. Листья мелкие, темно-зеленые.

ландшафтный дизайн с розами

Важно! Рекомендация по оформлению розария: сочетают белые, розовые, красные розы. Желтые и кремовые лучше сажать отдельно, одиночно или группами.

Ирисы

Бородатые и безбородые ирисы отличаются условиями выращивания. Сорта с ворсинками на лепестках – солнцелюбивые, засухоустойчивые. Цветы с желтыми пятнами на лепестках предпочитают расти у водоемов, любят полутень. Ранние ирисы ценятся за редкий синий или фиолетовый окрас, подходят для групповой посадки. Гибридные сорта имеют желтый и желто-коричневый окрас, выше сине-фиолетовых.

ландшафтный дизайн с ирисами

Гортензии

Кустарники высотой 1–2 метра ценятся за пышные шапки цветов. Основные разновидности:

  • крупнолистная гортензия с шаровидными соцветиями;
  • метельчатая – с трапециевидными;
  • древовидная – с белыми соцветиями в форме метелок;
  • дуболистная меняет окрас бутонов от белого до пурпурного;
  • черешковая – вьющаяся разновидность гортензии, с бело-розовыми метелками соцветий.

гортензия метельчатая в саду

Важно! Цвет гортензий зависит от кислотности почвы. Желателен слабокислый грунт.

Обриета

Обриета или аубреция – вечнозеленое морозоустойчивое многолетнее растение с соцветиями розового, белого, пурпурного (каскадная) или лазурного окраса (дельтовидная). Цветет в два этапа: в конце весны и начале осени.

обриета в саду

Флоксы

На дачных участках часто выращивают флоксы разнообразной окраски. Растения различаются по срокам цветения:

  • метельчатый цветет в июле–сентябре;
  • пятнистый – в июне июле;
  • прелестный – низкорослые, рано цветущие (май – июнь).

флоксы в саду фото

Обычно группируют разные сорта на одной клумбе, используют растения для композиций.

Пионы

Цветут в первой половине лета, с мая по июль. Лекарственные и узколистные бывают немахровыми и полумахровыми. Японские – с цветами переходного типа. Махровые – с большим количеством лепестков. Анемоновидные напоминают астры, с двумя видами лепестков. Пионы сажают одиночно или группами, сочетают пионы с разным периодом цветения.

пионы в саду

Возможные другие варианты

Для декоративного озеленения разводят нарциссы, луковичные многолетники различаются:

  • граммофончиками;
  • юбочкой у сердцевины;

Особенно красивы махровые нарциссы. Кусты японской лилии напоминают густую осоку. Дельфиниумы выпускают высокие султаны с воронкообразными бутонами.

дельфиниум в саду

Архитектурные композиции из деревьев и кустарников

Проектирование архитектурных композиций зеленых насаждений представляет значительные трудности в силу «динамичности» (непрерывной изменяемости) растительного материала.

Задуманные сочетания размеров, формы и цвета растений должны быть приурочены к определенному периоду их развития, обычно к периоду максимального развития, когда эти показатели для большинства растений стабилизируются.

Трудность состоит в том, что, оперируя молодым растительным материалом с определенными декоративными и биологическими свойствами, необходимо предусмотреть такие сочетания и размещение в момент посадки, которые обеспечили бы: а) нормальное развитие всех составляющих комплекс растений и б) осуществление архитектурного замысла к установленному времени.

В приводимых ниже примерах архитектурных древесных композиций наибольшее внимание уделено группам, как основным элементам садово-паркового ансамбля, и меньше солитерам, в подборе и размещении которых не встречается больших трудностей.

Солитеры.

В отношении проектирования одиночных посадок (солитеров) деревьев и кустарников могут быть высказаны следующие соображения.

Среди лиственных (листопадных и вечнозеленых), а также хвойных древесных пород имеется большое разнообразие видов и форм, которые могут быть использованы в качестве солитеров.

К экземплярам древесных пород, используемых в качестве солитеров, предъявляется требование высокой декоративности, а к их размещению — хорошая видимость (доступность обозрения).

Менее крупные экземпляры, а также породы, имеющие оригинальный рисунок листа (например, рассеченнолистные), помещаются на газоне на переднем плане, поближе к дорожкам. Солитеры, имеющие оригинальную форму кроны (пирамидальную, плакучую), а также яркую окраску листьев (золотистую, красную, бело-пеструю), видимую издали, могут быть размещены на втором плане, дальше от дорожек.

Наконец, крупные деревья с мощной кроной, силуэт которой виден на далеком расстоянии, могут быть помещены в глубине полян, на значительном расстоянии от дорожек.

Подбор того или иного экземпляра в качестве солитера диктуется соображениями общей композиции насаждений и архитектурных сооружений на данном участке парка: желанием дать яркое пятно, акцентировать оригинальную форму или, наконец, подчеркнуть деталь архитектурного сооружения ажурным кружевом листвы.

Солитерами могут быть также деревья и кустарники, входящие в состав расположенных поблизости групп и массивов, но выдвинутые от них изолированно на открытое место в целях детального показа одного из элементов, входящих в композицию этих групп и массивов.

При размещении солитеров необходимо считаться также с фоном, на котором они будут обозреваться.

Небольшие солитеры среди простора открытого пространства проектируются на зеленый фон газона; для крон более крупных экземпляров фоном будут служить просветы небесного свода или (чаще) группы и массивы зеленых насаждений.

Цвет зеленых насаждений, служащий фоном для солитеров, должен быть или нейтральным, или контрастным по отношению к цвету кроны солитера.

Так, береза с ее светло-зеленой листвой и белым стволом будет хорошо выделяться в качестве солитера на темно-зеленом фоне елового насаждения; такой фон и в зимнее время сохранит свое декоративное значение.

Солитеры голубой формы колючей ели или колорадской пихты весьма эффектны на светлом (желтовато-зеленом) фоне березовой группы, особенно в осеннее время, когда листья березы окрашиваются в золотисто-желтые тона.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях можно достигнуть оригинальной трактовки дерева-солитера, окружая его невысоким кустарником, форма и цвет которого подчеркивают фактуру и цвет ствола и кроны солитера. Например, стелющийся казацкий можжевельник, окружающий (на некотором расстоянии) основание ствола березы, ярче подчеркивает своей плотной темно-зеленой хвоей белизну ствола березы, ажурность ее кроны и светло-зеленую окраску листвы.

Солитеры бархата амурского, черемухи обыкновенной, черемухи Маака, рябины обыкновенной могут быть эффектно окаймлены у основания спиреей острозубчатой, изящной, желтой акацией Лорберга, жимолостью Альберта, жимолостью обыкновенной.

Группы.

Рассмотрим отдельно следующие типы композиции древесных групп:

а) композиции чистых (однопородных) групп

, простых и сложных по форме (с ярусным пологом);

б) композиции смешанных (разнопородных) групп

, простых и сложных по форме.

1. Примеры композиции чистых (однопородных) групп:

А. Одноярусные группы

Можно привести много примеров композиций групп данного типа, часто встречающихся в садах и парках. Таковы одновозрастные группы ели, лиственницы, сосны, белой акации, дуба, каштана конского, клена остролистного, липы.

Для каждой из этих групп характерно наличие одного полога крон, расположенных почти в одной плоскости и имеющих однородный силуэт деревьев (придающий однородный силуэт и всей группе) с одинаковыми фактурой и цветом крон.

Однако, несмотря на однотипность построения таких групп, каждая из них имеет свои характерные черты, отражающие декоративные особенности составляющих группу пород.

Можно различить следующие варианты групп данного типа.

По форме (силуэту) кроны:

а) группы с округленным силуэтом крон, например, из каштана конского, клена остролистного, липы, сосны итальянской, сосны обыкновенной, платана, лиственницы (старых насаждений);

б) группы с заостренным силуэтом крон, например, из ели, пихты, кипариса вечнозеленого пирамидального, пирамидальных тополей.

Породы с заостренными или узко вытянутыми по вертикали кронами, собранные в однопородные компактные группы, могут быть использованы для придания парковому пейзажу динамичности, а также для создания акцента у входов в парки и у архитектурных сооружений.

По структуре (плотности) крон:

а) группы с плотными кронами, например, из дуба черешчатого, каштана конского, липы, клена остролистного, клена ложноплатанового (к. явора), магнолии крупноцветной;

б) группы с кронами средней плотности — из сосны, ореха черного, ореха серого, осины, платана, тополя белого, тополя черного;

в) группы с ажурными кронами — из альбиции (акации ленкоранской), гледичии, айланта, белой акации, березы, рябины.

Б. Многоярусные группы

В группах, составленных из одной породы, «многоярусность» крон (т. е. расположение крон отдельных, составляющих группу экземпляров не в одной горизонтальной плоскости) достигается при разном возрасте составляющих группу экземпляров данной породы.

В этом случае образуется более динамичный силуэт крон всей группы. Соответствующей расстановкой разновозрастных экземпляров при этом может быть достигнута симметрия или асимметрия общей композиции группы.

При симметричной композиции в центре группы хорошо посадить наиболее высокие (взрослые) экземпляры, остальные же экземпляры — в порядке высоты, убывающей от центра к периферии группы.

При достаточно резких отличиях в возрасте посадочного материала (от 3-5 до 15-20 лет) построенный таким образом силуэт группы будет сохраняться весьма длительное время и лишь в старом возрасте будет постепенно выравниваться.

Применение однопородных групп следует особенно рекомендовать для парков, композиция которых состоит из большого числа групп. Это позволит избежать излишней пестроты и множественности элементов, неизбежных при применении многопородных групп.

2. Примеры композиций смешанных (разнопородных) групп

При составлении разнопородных групп возможны многочисленные комбинации пород, позволяющие создать группы, контрастные по размерам растений, по форме их крон, цвету листьев.

Разнопородные группы могут быть составлены как из представителей только хвойных, лиственных листопадных или лиственных вечнозеленых пород, так и из их смеси.

При построении разнопородных групп, особенно в несколько ярусов, необходимо учитывать отношение древесных пород к свету, размещая в верхнем ярусе породы, требовательные к свету, а в нижних ярусах — теневыносливые.

Подбор пород для смешанных групп зависит от климатических и почвенно-грунтовых условий участка, а также от архитектурного замысла.

При построении групп необходимо учитывать, что объем, силуэт и цвет отдельной группы не являются самодовлеющими, но что каждая группа представляет собой лишь звено в общем архитектурном ансамбле парка, его объемного решения в целом, деталью общего силуэта, гармоническим пятном в цветной гамме всех насаждений парка.

Можно привести следующие примеры композиции смешанных групп.

А. Одноярусные группы из лиственных листопадных пород

Для создания таких групп необходимо подбирать породы, растущие приблизительно одинаково быстро и достигающие примерно одинаковых предельных размеров.

Для средней полосы такую группу можно, например, составить из экземпляров дуба черешчатого, клена остролистного и липы мелколистной одного возраста.

Для юга группы с ажурным пологом составят экземпляры айланта, акации белой, гледичии, софоры также одного возраста.

Б. Многоярусные группы из лиственных листопадных пород

Построение многоярусных многопородных групп дает большой простор для комбинаций как путем подбора пород, обладающих разной быстротой роста, так и разного возраста.

Можно привести следующие примеры построения групп этой категории:

а) Группы лесного типа

двух- и трехъярусные. Например: в первом ярусе дуб черешчатый, во втором ярусе клен полевой (или граб в западных районах), в третьем ярусе лещина обыкновенная (бузина черная или бересклет бородавчатый).

б) Группы из разновысотных пород с округлыми кронами.

Например: в центре группы дуб черешчатый (или бук на юге), справа и слева от него размещают в порядке убывающей высоты липу мелколистную (л. крымскую или л. крупнолистную), клен полевой, яблоню ягодную (я. сибирскую) или яблоню сливолистную, клен татарский, жимолость татарскую.

Рисунок. Группа разновысотных деревьев с округлыми кронами:

1 — дуб черешчатый: 2 — липа мелколистная: 3 — клен полевой; 4 — яблоня ягодная; 5 — клен татарский; 6 — жимолость татарская

в) Группы из разновысотных пород с округлыми контрастными кронами.

Например: 1) липа крупнолистная (клен остролистный или каштан конский, 2) ива белая плакучая (или береза обыкновенная плакучая), 3) сирень венгерская (или обыкновенная), 4) рябина обыкновенная, 5) шелковица белая плакучая (или ясень обыкновенный плакучий).

Рисунок. Группа разновысотных деревьев о округлыми контрастными кронами:

1 — липа крупнолистная; 2 — ива белая, плакучая форма; 3 — сирень венгерская (или обыкновенная); 4 — рябина обыкновенная; 5 — шелковица белая, плакучая форма.

г) Группы из разновысотных пород с контрастными кронами разной формы

. Группа такого типа может быть составлена из следующих пород:

для средней полосы России: 1) тополь берлинский (или один из гибридных пирамидальных тополей Яблокова), 2) клен остролистный шаровидный, 3) вяз, 4) ива белая плакучая, 5) сирень обыкновенная, 6) клен гиннала;

для южной полосы России и Украины: 1) тополь черный пирамидальный, 2) акация белая шаровидная, 3) каштан конский, 4) ива вавилонская, 5) сирень персидская, 6) клен пальмовидный;

для Крайнего Юга нашей страны (Черноморского побережья Кавказа): 1) кипарис пирамидальный, 2) лавр благородный шаровидный, 3) магнолия крупноцветная, 4) акация серебристая (деальбата), 5) камелия японская, 6) олеандр.

Рисунок. Группа разновысотных деревьев с кронами разной формы:

1 — тополь берлинский; 2 — клен остролистный, шаровидная форма; 3 — вяз; 4 — ива белая, плакучая форма; 5 — сирень обыкновенная; 6 — клен гиннала.

Более компактная группа такого же типа может быть составлена из следующих пород: 1) кипарис пирамидальный, 2) магнолия крупноцветная или дуб каменный, возможен лавр ложнокамфарный, 3) лавровишня обыкновенная, 4) калина лавролистная, 5) самшит вечнозеленый компактный.

Рисунок. Более компактный вариант группы разновысотных деревьев с кронами разной формы: 1 — кипарис вечнозеленый, пирамидальная форма; 2 — магнолия крупноцветная: 3 — лавровишня обыкновенная; 4 — калина лавролистная; 5 — самшит вечнозеленый или биота (туя) восточная (компактные формы)

д) Контрастные группы из пород с пирамидальными и плакучими кронами

:

на юге: 1) пирамидальные черные тополя (или кипарисы пирамидальные) и 2) ива вавилонская или белая;

в средней полосе: 1) тополь берлинский и 2) ива белая плакучая.

Рисунок. Контрастная группа из пород с пирамидальными и плакучими кронами:

1 — тополя пирамидальные; 2 — ива белая, плакучая форма.

е) Группы из разновысотных крупнолистных пород

:

1) липа американская или маньчжурская, павловния (на юге), 2) катальпа бигнониевидная или катальпа великолепная, 3) калина обыкновенная, 4) гортензия метельчатая крупноцветная или гортензия крупнолистная (на юге).

Рисунок. Группа разновысотных крупнолистных древесных пород:

1 — липа американская или маньчжурская; 2 — катальпа бигнониевидная; 3 — калина обыкновенная: 4 — гортензия метельчатая

ж) Группа из разновысотных пород с ажурной (сквозистой) кроной

: 1) акация белая, гледичия или альбиция (акация ленкоранская) — для юга, 2) рябина обыкновенная, 3) рябинник рябинолистный (спирея) или дейция шероховатая, 4) ракитник «золотой дождь», 5) акация желтая плакучая или чемыш серебристый штамбовый, 6) спирея японская, спирея Тунберга, или пирея средняя.

Рисунок. Группа разновысотных древесных пород с ажурными кронами:

1 — акация белая или гледичия; 2 — рябина обыкновенная: 3 — рябинник рябинолистный; 4 — ракитник «золотой дождь»; 5 — акация желтая, плакучая форма; 6 — спирея японская

В. Одноярусные группы из хвойных пород с округлыми контурами

Пример: сосна обыкновенная, сосна веймутова, сосна итальянская (пиния), лиственница западная.

Г. Многоярусные группы из хвойных пород с разными кронами

Например: первый ярус — сосна обыкновенная, второй ярус — ель обыкновенная или пихта сибирская, третий ярус — можжевельник обыкновенный (второй ярус не должен быть плотным, чтобы дать освещение третьему ярусу).

Для южных районов (Черноморское побережье Кавказа и Южный берег Крыма): первый ярус — сосна Сабина или сосна гималайская (с. высокая); второй ярус — туя гигантская, третий ярус — тис ягодный.

Для южных районов возможно построение разноярусной хвойной группы с сильно выраженным («динамичным») вертикальным силуэтом крон.

Пример 1. 1) кедр гималайский, 2) кедр атласский голубой, 3) кипарис вечнозеленый пирамидальный, 4) ель гималайская.

Рисунок. Группа разновысотных хвойных деревьев с кронами разной формы:

1 — кедр гималайский; 2 — кедр атласский, голубая форма; 3 — кипарис вечнозеленый, пирамидальная форма; 4 — ель гималайская

Пример 2. 1) кедр гималайский, 2) пихта испанская голубая, 3) кипарис вечнозеленый пирамидальный, 4) ель восточная.

При создании хвойных групп необходимо учитывать не только формы крон, но и окраску хвои, удачный подбор которой позволяет получить весьма декоративные группы даже с однотипными по форме кронами. И в этом случае эффект композиции будет усилен при построении не плоского, с вялыми контурами, а контрастного, динамичного силуэта крон деревьев в группах.

Пример I. 1) пихта колорадская, 2) ель колючая серебристая, 3) туя западная золотисто-пестрая, 4) туя западная компактная бело-пестрая.

Пример 2. 1) ель обыкновенная, 2) ель колючая голубая, 3) туя западная компактная золотистая, 4) кипарисовик Лавсона серебристый.

Весьма эффектны группы, в которых сочетаются хвойные и лиственные породы.

Классической по контрастному сочетанию формы и цвета является смешанная группа из ели обыкновенной и березы бородавчатой или пушистой. Такие сочетания часто встречаются в естественном виде в средней и северной полосах.

Поскольку береза — порода светолюбивая, а ель — теневыносливая, верхний ярус следует создать из березы, а под ней высаживать ели.

Такое сочетание весьма декоративно. Белоснежные стволы березок, их ажурная светло-зеленая листва, нежный общий облик плакучей формы березы подчеркиваются темной хвоей и темным цветом коры прямых стволов и ярусным расположением ветвей елей.

Сочетание березы с елью, однако, не особенно долговечно, так как с течением времени (к 80-100 годам) рост березы в высоту приостанавливается, тогда как более долговечная ель продолжает расти и по росту догоняет, а затем и обгоняет березу. Попадая под полог елового насаждения, светолюбивая береза, к тому времени уже одряхлевшая, быстро отмирает, и березово-еловое насаждение превращается в еловое.

Однако березово-еловые насаждения настолько красивы, что включение таких групп в парковый ансамбль вполне оправданно, даже при относительно недолгом существовании (до 100 лет) такой композиции.

Тот же декоративный эффект дает сочетание березы с пихтой сибирской или березы с кедровой сосной (сибирским кедром); последняя также медленно растет и имеет компактную темно-зеленую хвою.

На том же принципе контрастов формы и цвета и биологических особенностей (быстрота роста, отношение к свету) основана двухъярусная группа из сосны обыкновенной (быстрорастущей, светолюбивой) и ели обыкновенной (медленно растущей, теневыносливой) или лиственницы и ели.

Небольшие группы из лиственных и хвойных пород могут быть составлены минимально из двух экземпляров; такие группы хороши в небольших садах и парках. Примеры построения таких групп:

для средней полосы: 1) ель обыкновенная, 2) береза или: 1) пихта сибирская и 2) рябина обыкновенная;

для юга: 1) пихта нумидийская, 2) акация серебристая.

Рисунок. Сложная группа хвойных и лиственных пород:

1 — ель обыкновенная; 2 — береза обыкновенная: 3 — сосна обыкновенная; 4 — рябина обыкновенная: 5 — калина обыкновенная; 6 — рябинник рябинолистный; 7 — спирея Дугласа (или с. иволистная).

На этом же рисунке группа справа также в основном из двух деревьев: 3) сосна обыкновенная (или с. итальянская — для Южного берега Крыма и Черноморского побережья Кавказа), 4) рябина обыкновенная (земляничник — для Крайнего Юга), 5) калина обыкновенная (калина лавролистная — для юга), 6) рябинник рябинолистный (спирея кантонская — для юга), 7) спирея Дугласа или иволистная (рододендрон — для юга).

Необходимо еще остановиться на роли кустарников в композиции групп.

Кустарники могут быть эффектно включены в композиции многоярусных групп в качестве низкорослого элемента, подчеркивающего масштаб более высоких деревьев, а также контрасты форм и цвета. Наиболее часто кустарники применяют для создания нижнего яруса группы — подлеска, имеющего, кроме декоративного, также и важное биологическое (почвозащитное) значение.

Подлесок формой и цветом может усилить декоративность групп, особенно при применении теневыносливых цветущих кустарников или хвойных с плотной темно-зеленой хвоей.

Можно указать следующие эффектные примеры применения подлеска. В средней полосе хороша березовая группа с подлеском из казацкого можжевельника или группа из сосны обыкновенной с подлеском из можжевельника обыкновенного.

В юго-западных и южных районах прекрасна группа из лиственных пород с подлеском из тиса ягодного.

Особенно эффектны в качестве подлеска рододендроны. Они хорошо развиваются и цветут под сквозистыми кронами светолюбивых пород, например под пологом соснового леса. Такой подлесок может быть создан не только на юге, но и в более северных районах из холодостойких видов рододендронов (рододендрона даурского, рододендрона камчатского).

На юге (западное Закавказье, Южный берег Крыма) в качестве подлеска в лиственных и некоторых хвойных насаждениях могут быть использованы вечнозеленые: падуб, лавровишня, самшит.

Для северных парков и лесопарков эффектна в качестве подлеска бузина красная, особенно в период плодоношения; она может составить прекрасный подлесок в сосновых насаждениях, довольствуясь бедными песчаными почвами.

Еще более эффектно применение кустарников в опушках.

Опушка применяется для создания плавного перехода от вертикальных поверхностей группы к плоскости открытого пространства, который в ряде случаев желателен.

Однако композиционная роль опушки этим не исчерпывается. Ее форма, фактура и цвет могут иметь и самостоятельное декоративное значение в качестве важного элемента композиции всей группы.

Чтобы оценить очень большое декоративное значение опушки древесных групп, следует учесть, что большинство кустарников, применяемых для создания опушки, обильно и эффектно цветут, имеют яркую осеннюю окраску листьев и декоративные плоды.

Для контура опушки (как и всей группы) предпочтительны извилистые очертания, образующие то выступающие на поляну «мыски», то углубленные в опушку «бухточки». Такое очертание придает группе живописную естественность и обеспечивает игру светотеней.

Опушка может быть образована и более сложно — не из одного кустарникового пояса, а из двух (и более) с включением в нее невысоких деревьев. Компоновку деревьев и кустарников в опушке производят наиболее живописно, подбирая деревья и кустарники разной высоты, причем деревца помещаются во втором ее (внутреннем) поясе.

В некоторых случаях могут потребоваться более строгие, формованные контуры опушки.

Рисунок. Группа деревьев с формованной опушкой:

1 — сосна итальянская; 2 — бересклет японский; 3 — самшит; 4 — лавровишня.

Опушка может обрамлять не только крупные группы, но также и небольшие группы и даже отдельно стоящие деревья — солитеры.

Рисунок. Одноярусная кустарниковая опушка

вокруг солитера (справа) и группы деревьев (слева)

Рисунок. Двухъярусная кустарниковая опушка вокруг группы деревьев.

Для опушек пригодны следующие кустарники и невысокие деревца:

Листопадные кустарники — айва японская, аморфа, акация желтая, боярышник обыкновенный и другие виды этого рода, бузина красная, бузина черная, жимолость татарская, ирга обыкновенная, калина обыкновенная, клен татарский, клен гиннала, кизил обыкновенный, лагерстремия, лох узколистный, лох серебристый, ракитник «золотой дождь», розы дикие (шиповники), рябина обыкновенная, сирень — разные виды, свидина белая, свидина отпрысковая, спиреи (таволги) — разные виды, форзиция, чубушники, экзохорда.

Вечнозеленые кустарники — абелия, бирючина японская, бирючина блестящая, жасмин первоцветный и другие виды настоящих жасминов, земляничники, калина лавролистная и другие виды вечнозеленых калин, камелия китайская, камелия японская, кизильник (разные виды), маслина душистая, олеандр, падуб, питтоспорум Тобира и питтоспорум разнолистный, рододендроны — вечнозеленые виды, фотиния зубчатая, хоизия (шуазия) тройчатая, эвпаториум приречный и др.

  • Вперёд

Советы и рекомендации по использованию растений в ландшафтном дизайне

Клумбы с многолетниками добавляют однолетними цветами другого периода цветения. Культуры с двухцветными или пестрыми бутонами лучше посадить на однотонном фоне. Не стоит перегружать композицию красками. Цветущие растения перемежают с хвойными и белолистными кустарниками. Между видами соблюдают интервалы, чтобы была гармония в дизайне.

ландшафтный дизайн с деревьями идеи

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: