Стиль «хай-тек» сложился в архитектуре и дизайне в 1970-х гг. Широкое распространение получил уже в 1980-е годы, хотя его основы, как считают некоторые искусствоведы, были заложены еще в XIX в. Джозефом Пакстоном (Хрустальный дворец) и Гюставом Эйфелем (Эйфелева башня).
Хай-тек представлял собой своеобразное отражение всех достижений науки и техники XX в. Его основоположниками были в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано. Большой вклад в становление и развитие концепций хай-тека внесла группа «Аркигрэм», которая применяла идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг в архитектурных сооружениях. Также важное значение имели работы Б. Фуллера (геодезические купола), О. Фрея (разработка кинетических структур) и Я. Чернихова (здания со стержневыми несущими стальными конструкциями и элементами инженерных систем и оборудования).
Особенности стиля Хай-тек
Чарльз Дженкс относил хай-тек к позднему модернизму со всеми присущими ему чертами: прагматизмом, сложной простотой, технологичностью, гиперболой, монументальностью. Для данного стиля были характерны использование простых линий и фигур, частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма, прагматизм в планировании пространства, широкое применение стекла, трубчатых металлических конструкций, лестниц, выведенных за пределы здания, децентрированное освещение. Цветовая гамма представлена в основном белым, серебристым и металлическими цветами.
Штаб-квартира «Фуджи-ТВ» в Токио. Архитектор – К Танге. Строительство 25-этажного здания странного футуристического вида продолжалось в течение трех лет. Самая примечательная часть сооружения металлический шар диаметром 52 метра весом около 1200 т. Шар собрали на земле и подняли на высоту 125 м. Сфера служит смотровой площадкой, откуда открывается живописный вид на Токийский залив.
Архитекторы хай-тека часто включали элементы инженерного оборудования, такие как воздуховоды, вентиляционные шахты и трубопроводы в композицию сооружения. Использовались и комбинированные системы из жестких и тросовых элементов.
Примером сооружения в стило хай-тек было здание Конгресс холла в Берлине архитекторов Р. Шуллер и У. Шуллер-Витте. Благодаря алюминиевым наружным стенам устройству в них светопроемов это здание напоминало корабль. Продольные фермы – диафрагмы были увеличены по высоте и сечениям элементов. Перед зданием была установлена скульптура в виде соединения алюминиевых «колбас» подчеркивавшая геометрию сооружения.
Берлинский международный конгресс-центр
Еще одной работой в стиле хай-тек можно назвать здание банка в Мюнхене, построенное в 1982 г. архитекторами В. и Б. Бетц. При его возведении применялись остержневые элементы закрытого сечении с целью подчеркнуть «техничность» проекта. Вертикальные несущие трубы большого сечения были вынесены на всеобщее обозрение.
Пожалуй, наиболее ярким и значимым творением в стиле хай тек был построенный в 1972 – 1979 гг. по проекту архитекторов Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помниду на площади Бобур Париже.
Изначально проект подвергся жесткой критике, но к 1990-м годам, возмущение улеглось, и Центр Жоржа Помпиду наряду с Эйфилевой башней стал одним из символов города.
Центр Жоржа Помпиду в Париже. Построен по новаторскому проекту Р. Пияно и Р. Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Сооружение хоть и имеет строгий прямоугольный объем, но общий силуэт его нечеток. А из-за вынесенных на фасад всех конструктивных, инженерных и транспортных систем создается впечатление, что здание вывернуто наизнанку.
При проектировании Центра архитекторы использовали принцип создания свободного пространства Мис вен дер Роэ. Здание имело 50 м в ширину. Каждый его наземный этаж был перекрыт стальной фермой, которая опиралась на наружные решетчатые опоры. Для демонстрации картин и книг был устроен пятидесятиметровый пролет, из-за чего половину объема здание заняли межферменные пространства. Витражные наружные стены не соответствовали требованиям организации экспозиции, поэтому за ними надо было устанавливать дополнительные глухие стенки. Сооружение хотя и имело строгий прямоугольный объем, но его силуэт был нечеток. Нечеткости добавляли еще и избыточное число продольных крестовых связей и вынесенные на фасад разноцветные трубопроводы внутренних инженерных систем. Картину довершала размещенная вдоль главного фасада прозрачная пластмассовая труба, в которой находился эскалатор. Изначально эскалатор предполагалось использовать для перемещения по этажам, но сегодня он служит для обзора бесчисленных достопримечательностей Парижа.
Из-за вынесенных на фасад всех конструктивных, инженерных и транспортных систем создавалось ощущение, что здание вывернуто наизнанку.
Первые сооружения в стиле хай-тек появились в Англии лишь в 1980—1990-х гг. (здание компании Ллойда, 1986 г.). Это было связано с тем, что принц Чарльз поддерживал новых классицистов, а не архитекторов хай-тек. Он считал, что подобные сооружения никак не вписываются в облик города.
Постепенно в развитии стиля хай-тек выделились две тенденции: усложнение внешнего облика здания техническими и технологическими элементами и стремление к тектонической ясности сооружения.
Примером первой тенденции было построенное в 1986 г. архитектором Р. Роджерсом здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити. Трехпролетное с металлическим каркасом сооружение имело 12 этажей с четко выделенной объемно-планировочной структурой. Центральный атриум перекрывали стальные полуциркульные арки. Колонны каркаса были выполнены из круглых стальных труб, а междуэтажные перекрытия устраивались по металлическим балкам.
Постепенно к зданию были пристроены многочисленные помещения для размещения коммуникаций, лифтов, лестниц и технологических балконов, все это придало зданию задуманный техничный силуэт.
Приверженцем второй тенденции развития хай-тека был английский архитектор Фостер, в 1986 г. в Гонконге по его проекту было построено здание высотного офиса банковской корпорации Шанхай—Гонконг. Оно имело ствольно-мостовую конструктивную систему. Каждая из опор состояла из четырех колонн круглого трубчатого сечения, которые объединялись жесткими перемычками в полый стержень — ствол. Стволы объединялись однопролетными двухконсольными выполненными из труб чередующимися фермами высотой в два этажа. Фермы имели пролет в 38,4 м, в середине которого располагались стальные подвески и несущие конструкции междуэтажных перекрытий. Подобная система обеспечила свободу планировки рабочих этажей банка в пролете свыше 38 м.
Между четырьмя парами стволов были сделаны три пространственных слоя без опор. Шанхай—Гонконг представлял собой три одинаковых по толщине сооружения в 28, 35 и 41 этаж с четким структурным образом, что в корне отличало его от Центра Жоржа Помпиду и здания страховой компании Ллойда. Здание даже сравнивали с готовящейся к запуску космической ракетой. Подобное сравнение было неслучайным. Фостер говорил: «Мы пользовались опытом группы, которая проектировала самолет “Конкорд”, практикой военных учреждений, занимающихся созданием мостов, способных выдержать нагрузки от танков, достижениями авиастроительных фирм, особенно американских».
К концу 1990-х гг. второе направление развития хай-тека полностью вытеснило первое. В 1997 г. по проекту Роджерса было построено здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Основным стремлением архитектора стало создание величественного, но не помпезного сооружения, которое бы отражало демократическую направленность организации. Симметрия в композиции здания отсутствовала. Административная часть суда располагалась на берегу водоема и повторяла очертания береговой линии. Сооружение было расчленено горизонтальным поэтажными ленточными тягами, усеченными по высоте к вертикальному объему для соединения административного корпуса с залами судебных заседаний.
здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге
Центром композиции являлись два зала судебных заседании. Они представляли собой два глухих алюминиевых цилиндра со скошенным верхом, обращенных друг к другу повышенными сторонами и поднятых над землей. Несмотря на сложность композиции, в здании Европейского суда четко прослеживалась лишенная ненужных усложнений архитектурная форма. Холодный алюминиевый блеск облицовки сочетался с теплым красным цветом Ч-образных связей на фасадах залов заседаний и технологических надстроек.
С 1980-х годов здания в стиле хай-тек являлись элитными сооружениями. Ч. Дженкс даже назвал их «банковскими соборами». Престижные фирмы стремились иметь офисы в подобных сооружениях.
Фостер
В период с 1963 по 1965 г. Норман Фостер (род. 1935) сотрудничал с Ричардом Роджерсом. Позднее он спроектировал офисное здание в Ипсуиче, Англия (1970-1975). Здание со стеклянными стенами повторяет неправильную форму участка. Внутри открытое пространство окружают два этажа с офисами, различные службы расположены на первом этаже. Эскалаторы соединяют три этажа, в пентхаусе на крыше расположен ресторан. Обнаженная конструкция лампы верхнего света и алюминиевые пластины, образующие потолочные панели, подчеркивают технологичность дизайна. Желтые стенные панели и зеленое покрытие пола создают яркую и радостную атмосферу. В Соединенных Штатах Фостер создал великолепное здание для Джослиновского Художественного музея Ар Деко в Омахе, штат Небраска (1994). Спокойный интерьер в белых тонах идеально подходит для галереи, где выставлены произведения современного искусства. Другие созданные Фостером здания в стиле хай-тек: здание Юридического факультета в Кембридже, Англия (1995), где использован стеклянный полуцилиндрический свод; высотное офисное здание Шанхайского национального банка в Гонконге (1986); галерея Саклера, новый интерьер, вписанный во внутренний двор Королевской академии в Лондоне (1991). Стеклянный фасад современной художественной галереи и медиатеки Kappe (1984-1993) в Ниме, Франция, обращен на древнеримский храм Мэзон Kappe. Еще одна его работа — обновление Большого двора Британского музея в Лондоне (2001), который вмещает Круглый читальный зал Британской библиотеки (перенесена в другое помещение).
Направления стиля Хай-тек
В стиле выделялись несколько различных направлений. Например, индустриальный хай-тек. Он основывался на использовании элементов промышленного назначения: сочленений, зклепок, металлических и стеклянных деталей, а также арматуры, труб и перемычек, то есть всего того, что применялось при проектировании фабрик, заводов и ТЭЦ. На всеобщее обозрение выносились коммуникации и перекрытия.
Другим направлением был геометрический хай-тек. Ему было присуще чередование простых и сложных геометрических форм. Архитекторы часто использовали базовые стержни, тросы и растяжки. Примером подобного стиля была построенная в 1981 г. архитектором Дональдом Кроном и инженером Варгоном Чапмэном трехсотметровая Сиднейская башня.