Проект по технологии на тему «Деревянная скульптура»

Скульптурная резьба по дереву даст возможность украсить квартиру, частный дом или же загородную дачу интересными работами, которые оживят интерьер. А еще это увлечение может принести мастеру определенный доход. Ведь искусство деревянной скульптуры имеет множество почитателей во всем мире.

Скульптурная резьба

Поэтому, если будущий мастер решил освоить эту профессию, ему следует получить как можно больше информации о художественной резьбе по дереву.

Особенности скульптурной резьбы

Вырезать фигурки из дерева люди научились много тысяч лет назад. Сегодня это искусство так же популярно, как и на заре человеческой истории. Скульптурная резьба имеет множество поклонников по всему миру. В чем ее плюсы перед изготовлением скульптур из других материалов, например, камня? Этот вид искусства:

  • не требует большого помещения для работы;
  • позволяет без проблем находить нужный материал;
  • дает возможность покупать его недорого;
  • не отнимает у мастера много времени.

К тому же инструменты для работы можно найти без проблем, а при необходимости изготовить своими руками.

скульптурная резьба

К тому же дерево как материал — более разноплановый, чем тот же камень, пластик или металл. Из него мастер может создать не только произведение искусства, но и красивые предметы быта. Украшенное резьбой кресло, декоративная полочка или затейливо вырезанный из красивого куска дерева корпус для часов станут украшением для дома или дачи. Или прекрасным подарком, ценность которого в том, что он сделан вручную мастером.

Освоивший навыки резьбы мастер может заняться украшением дома. Наличники на окнах, ставни, коньки на крыше или затейливые украшения на крыльце и веранде — все под силу резчику.

Плюс дерева как материала для резьбы еще и в том, что оно очень пластичное, его легко обрабатывать.

резьба скульптура

Из него можно вырезать и абстрактные скульптуры, и классические образы, и даже создавать композиции, в которых смешана обработанная и необработанная древесина.

Как наиболее удачно вписать скульптуру из дерева в общий вид участка?

Далеко не всегда даже самая современная композиция может удачно сочетаться со всеми элементами уличного интерьера. Стоит помнить об основных принципах, прежде чем определиться с тематикой и начать изготавливать скульптуру из дерева:

— используйте предварительный «просмотр» путем установки изготовленного из картона макета, в результате можно определить наиболее удачное месторасположение;

— не нужно стремиться сделать скульптуру центром участка, важнее уловить сочетаемость с окружающим ландшафтом и создать своеобразный «мирок» вокруг статуи;

— попробуйте сочетать в единой композиции несколько элементов – подстриженные деревья, клумбы, цветочные арки, фигуры из камня, дерева и др.

резьба по дереву скульптуры

Что нужно для работы

Из всех видов художественного искусства создание скульптур — самое сложное.

И не только потому, что оно трудоемкое и требует времени и физических усилий. Скульптор должен уметь видеть будущее произведение искусства в куске дерева. Как он это делает? Один из гениев Возрождения Микеланджело Буанаротти (1475-1564 гг.) сказал, что он просто берет материал и отсекает от него все лишнее.

Чтобы поступить так, одного воображение будет недостаточно. Нужны инструменты для резьбы по дереву, при помощи которых, собственно, и делается скульптурная резьба. Что же входит в арсенал мастера-резчика? Это:

Разнообразная форма режущей части нужна для обработки выемок разной глубины и формы, а также при обработке поверхностей.

Начинающему мастеру можно приобрести готовые наборы инструментов для работы. По мере осваивания искусства резьбы по дереву он будет приспосабливать их под себя, оставляя лишнее и добирая недостающие. Некоторые специалисты делают инструмент сами, переделывая имеющиеся фабричные исходники или же заказывая у слесарей-инструментальщиков специальные резцы особой формы.

Для фиксации заготовок нужны тиски столярные из дерева и струбцины. Кроме того, понадобятся набор наждачной бумаги и средства для правки и заточки рабочего инструмента.

Столярные тиски

Если процесс создания деревянной скульптуры потребует специальной обработки поверхности, тогда будут нужны мягкие салфетки и материя для втирания воска и составов для придания материалу определенного цвета.

Садовая скульптура из дерева своими руками. Мастер-класс

Мастер-класс по созданию садово-парковой скульптуры «Ослик с телегой»

Автор: Ларкина Екатерина Юрьевна, воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Белгородский детский дом «Южный», г. Белгород.Описание: Садово-парковая скульптура еще с давних времен используется в качестве малой архитектурной формы для оформления садов и участков. Именно в древней Греции берет свое начало традиция украшения сада скульптурами. Правильно подобранный объект подчеркивает красоту и индивидуальность каждого участка, а в изобилии фабричных скульптур теряется оригинальность. Объект, созданный своими руками, станет настоящей изюминкой любого ландшафтного дизайна. На участке отлично смотрятся деревянные скульптуры в виде зверьков. «Ослик с телегой» прекрасная декоративная фигурка, идеально подходящая для придания участку настроения дикой природы и леса, вносит легкие нюансы, дополняет образ парка, задает хорошее настроение хозяевам и гостям сада. Безусловно, изготовить данную скульптуру очень тяжело и зачастую здесь не обойтись без мужской поддержки, но результат того стоит! Цель: создание оригинальной садовой композиции. Задачи: — обучение проектированию и созданию садово-парковой скульптуры; — развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности; — воспитание эстетического вкуса в оформлении садового участка. Назначение: данный материал будет интересен педагогам, родителям, а так же всем, кто занимается ландшафтным дизайном. Необходимый материал: — арба декоративная для сада (двухколесная телега). Её можно приобрести, заказать у местного умельца. А может кто-то подберет ей замену или вовсе откажется от ее использования!

Ход мастер-класса:

Обрабатываем и выравниваем доски рубанком.

Рекомендуем посмотреть:

Летний дизайн приусадебного участка своими руками Каменный водопад и бетонный пруд своими руками Роспись гипсовой садовой скульптуры своими руками Садовые фигурки своими руками из подручных материалов

Похожие статьи:

Украшение садового участка своими руками. Крокодил

Организация рабочего места

Для занятий необходимо оборудовать особое место, с верстаком или рабочим столом. Над ним можно поместить полки и шкафчики для хранения инструментов, заготовок, средств для обработки древесины.

Обязательно должен быть направленный источник света, чтобы обеспечить полноценное освещение рабочего места. Опытные мастера советуют выбирать лампу белого цвета, без желтизны или других оттенков. «Разноцветное» освещение нарушит восприятие материала, не даст мастеру возможность видеть нюансы материала, его структуру и текстуры.

верстак для резьбы

Обработка дерева связана с большим количеством мелкой пыли, поэтому оптимальным будет устроить над верстаком вытяжку. Она должна быть обязательно, если в процессе работы используются шлифовальные электрические инструменты.

Для сушки скульптур и других работ после пропитки специальными средствами можно оборудовать специальный сушильный шкаф с нагревательными элементами. Если же высушивание проходит естественным путем, нужно обеспечить хорошее проветривание помещения.

В некоторых случаях мастера используют открытый огонь для обработки поверхности материала. Это могут быть паяльная лампа или газовая горелка. Работа с пламенем должна вестись в месте, защищенном от возгорания. Рядом рекомендуется держать воду или огнетушитель.

Материалы

При создании садовых скульптур используются такие материалы:

  • гипс;
  • камень;
  • монтажная пена;
  • цемент.

Однако, наиболее подходящим остается дерево. Для изготовления крупных скульптур потребуется массивное бревно, небольшие фигурки можно сделать из веток или бревнышек. На древесине-заготовке не должно быть плесени, гниения, следов от насекомых.

При изготовлении небольшой фигурки из дерева материал сначала промойте, отделите кору. Обломками, корой и даже щепками можно оформить декоративные композиции, поэтому не спешите выбрасывать их.

В процессе работы останется много опилок и стружки, которые пригодятся при ремонте и реставрации скульптур: послужат материалом заделывания трещин и ненужных отверстий. Опилки смешиваются с лаком для получения вязкой массы, которой и заполняются отверстия. Замазка должна быть не слишком жидкой и не слишком густой.

Сушить заготовку рекомендуется в теплом сухом месте, обернув ее полиэтиленом. Так делается для защиты древесины от деформирования и растрескивания. Отходы, появляющиеся в процессе работы, рекомендуется собирать тут же в отдельную емкость и тоже хранить в сухом месте.

Для изготовления небольшой фигурки выбирается:

  • яблоня;
  • кипарис;
  • береза;
  • лещина.

Самшит и палисандр плохо поддаются обработке, и новичку лучше иметь дело с мягкими породами. Тем не менее, при работе с твердыми породами не так заметны «промахи», остающиеся на древесине из-за неточных движений резчика-новичка.

Предварительная подготовка древесины

Для изготовления будущего шедевра можно взять непросушенную древесину.

резьба скульптуры

На ней не должно быть сучков, отверстий, конечно, если их присутствие не вписывается в художественную концепцию произведения. Также материал должен быть без трещин, отверстий и сколов, кроме того, без следов деятельности червей-древоточцев.

Выбрав подходящий кусок дерева, мастер приступает к его подготовке для работы. Теслом или топориком с него снимается кора. Ее отделяют полосами, вдоль волокон, стараясь не повредить поверхность под нею. Некоторые мастера рекомендуют оставлять участки коры на концах заготовки (10-15 сантиметров с каждой стороны), чтобы сушка шла не так интенсивно. Это убережет дерево от растрескивания и деформации.

Торцы стволов покрывают слоем краски или олифы, можно использовать замазки. Главное — полностью покрыть поверхность, через которую интенсивно выходит влага. Поверх свежего покрытия приклеивают плотную бумагу.

Деревянная резная скульптура человека

После этого кусок древесины оставляют для просушки. Учитывая, что многие специалисты-резчики заготавливают материал впрок, нужно оборудовать специальное место для его хранения. Оно должно быть хорошо проветриваемым, без сырости и прямых солнечных лучей.

Сушка больших массивов длится около двух лет. Первое время заготовки лежат на открытом воздухе под навесом, без контакта с землей. Они должны хорошо проветриваться. После колоды переносят в помещение, где завершается процесс удаления влаги.

Дерево не должно быть полностью сухим. Оптимальным для резьбы по дереву считается содержание влаги в пределах 8-10 процентов.

Заготавливая материалы, мастер должен помнить, что в разное время года древесина имеет разную степень влажности. Максимум соков содержится в стволах и ветках, срубленных с июня по август, минимум — в заготовках, полученных с ноября по декабрь.

Подготовка

Перед началом работы уясните, как выбирать фигуры. Знать необходимо следующее:

  • фигуры должны гармонировать с остальными объектами сада. Даже симпатичная фигурка из дерева, если она не «вписывается», не создаст ожидаемого эффекта;
  • если есть сомнения насчет гармонии, сделайте бумажный макет участка, а фигурки вырежьте из картона. Поместите прототипы, куда следует, и оцените пейзаж. Возможно, потребуется перемена места. Подобная визуализация может хорошо помочь;
  • нагромождение нескольких массивных скульптур на небольшом участке не рекомендуется, так как из-за этого затруднится восприятие целой картины. Поставьте лучше одну-две фигуры, чтоб все смотрелось гармонично;
  • скульптура не обязательно должна занимать место в центре экспозиции. Несколько небольших деревянных фигурок можно расположить возле кустов. Также в саду может быть лишь одна деревянная скульптура, но при этом желательно добавить декоративные элементы: вьющиеся растения, плетни, арку.

Способы удаления влаги и обработка

В разных регионах сушка древесины происходит по-разному, в зависимости от природных условий в первую очередь. Наши предки рекомендовали перед началом процесса делать запаривание материала. Для этого заготовку кладут в большую чугунную емкость, на дно которой наливается немного воды. Накрытую емкость ставили в русскую печь и оставляли на ночь.

В квартире печь заменит духовка. Чтобы запаривание было эффективным, в жидкость добавляют пищевую соль (5 столовых ложек на 1 литр воды). Сушка длится 3 часа при температуре около плюс 80 градусов Цельсия. После этого заготовка оставляется при комнатной температуре на 3 недели, чтобы влага покинула ее естественным путем. Чем тверже древесина, тем больше времени требуется для ее просушки. Яблоня или же груша выдерживаются около трех месяцев, а дубовые массивы — до двух лет.

запаривание древесины

Перед сушкой некоторые мастера вываривают материал в олифе. Этот способ хорош для небольших кусков дерева твердых пород. Благодаря этому они приобретают приятный коричневый цвет. А если сушить заготовку в речном песке, то она станет золотисто-коричневого цвета.

Для этого в большую емкость насыпают песок, на него кладут заготовку, сверху снова насыпают песок, затем снова кладут заготовку, так до самого верха. Емкость ставится в печь или духовку на прогревание. Чем сильнее огонь, тем более интенсивным будет цвет дерева.

Садовые скульптуры собственного изготовления

Выполненные собственноручно фигурки для сада не обязательно должны быть шедевральными произведениями искусства. Никто не ждет от частных скульпторов высекания из мрамора античных статуй, но даже самая простенькая фигурка, выполненная с душой и положительными эмоциями в процессе, будет приятно радовать глаз. И потом можно совершенствовать свое мастерство, пройдя путь от плоских разрисованных фигурок до объемных изделий.

Деревянные скульптуры

Если вы умелый резчик,то для вас не составит труда изготовить украшения на свой участок из дерева. Но если нет, то расстраиваться не стоит, ведь деревянные скульптуры для сада своими руками могут быть не обязательно резными. Подключайте фантазию!

Обрезки досок и фанеры также могут стать отличным материалом для садового украшения

  • Любому по плечу изготовить миниатюрный колодец или сказочную избушку на курьих ножках из остроганных веток.
  • Различные пни, коряги и бревна могут сами подсказать своей формой тему декора.

В общем,есть, где разгуляться «мыслью по древу» и в нашем контексте это обретает прямой смысл.

Примечание! Единственным слабым местом деревянной скульптуры можно считать необходимость убирать их с открытого воздуха в помещение на хранение в зимний период.

Бетонные и гипсовые скульптуры

Еще один вариант простого изготовления садовых декоративных элементов для сада – отливка из гипса. Из него можно изготавливать вазоны, фигурки используя самодельные формы.

Если в сад уже куплена скульптура, можно сделать ее клон из гипса.

Для этого понадобится:

  • Приготовить сухую, просеянную через крупное сито, глину (приобрести или накопать в карьере). Развести ее в тазу с водой до густоты стояния.
  • Теперь сделаем форму-трафарет, вдавливая в глину имеющуюся фигурку: сначала с лицевой стороны, затем с «тыла».
  • Формы выставляются на солнце и хорошо высушиваются. При образовании трещин при просушке заполните их пластилином.
  • Приготовим гипсовый раствор без комков из воды и сухого гипса до состояния жидкой сметаны.

Важно! Формы перед заливкой необходимо смазать воском или парафином, вазелином.

  • Заливаем гипсовую смесь в формы и оставляем для отвердевания на время около 20 часов при температуре от 16 до 25 градусов.
  • Готовые половинки скульптуры склеиваем влагостойким клеем.
  • Неровности на стыках можно сгладить наждачной бумагой.
  • Далее самая приятная часть работы- роспись фигурки.

Помните, что краски также следует использовать влагостойкие.

Совет! Можно украшать основу скульптуры из бетона элементами, отлитыми из гипса в силиконовых формах для выпечки, которые есть на кухне у каждой хозяйки.

Садовые скульптуры из бетона своими руками могут быть самых разнообразных форм.

Для их изготовления необходимо:

  • Сначала собрать каркас будущей фигурки или емкости из любых подручных материалов.
  • Затем постепенно наносить раствор на каркас, давая немного подсыхать нижнему слою.
  • Раствор для лепки готовится в пропорции 1:3 из цемента и песка.

К сведению! Рекомендуем начинать свою деятельность в скульптурной лепке с самых простых форм в виде грибов, жуков или гусениц.

Используя цементный раствор можно построить старинный замок с кладкой из камешков и украшением из битой черепицы и керамики.Цена такого декора в любом случае будет намного ниже, чем у готовой скульптуры. Ведь потратиться придется только на покупку цемента, песка и гипса.

Скульптуры из «того что было»

Человек с творческими способностями в каждой, кажется совсем не подходящей для этого вещи, видит предмет для претворения своих идей в жизнь.

Подобные умельцы изготавливают садовые скульптуры своими руками из подручных материалов таких как:

Вот так выглядит необработанный гриб из монтажной пены

  • Пластиковые бутылки.
  • Автомобильные покрышки.
  • Разбитая посуда.
  • Ветки после обрезки деревьев.

С помощью веток можно создавать самые необычные образы животных или мифических существ

  • Старая мебель и многое другое.

Вообще подключив фантазию и проявив смекалку индивидуальное украшение для участка можно сделать практически из чего угодно.

Интересно! Если у вас есть старый автомобиль или велосипед не пригодные для передвижения их тоже можно использовать для преображения в своеобразные скульптуры для сада.

Зеленые скульптуры

Топиарий- технология фигурной подстрижки растений является одним из древнейших приемов ландшафтного дизайна. Для создания декоративных форм из зеленых насаждений помимо фантазии нужны нешуточное терпение и специальные инструменты.

Чтобы создать такую скульптуру необходимо выждать несколько лет, пока растение не достигнет нужных размеров

Существует три способа создать живые украшения в саду:

  • Традиционный, то есть обрезка и стрижка живого растения, выполняемые по каркасу или «на глаз».
  • Фигуры, выращенные на основе торфа.
  • Скульптуры из плюща.

Можно украсить сад, высаживая цветы в самые неожиданные предметы – старый чайник, ботинок и т.п.

Как работать с арбоскульптурой

Принцип работы заключается в том, что изменяется форма стволов и веток. Как это делается? Есть несколько способов:

  • закрепление ветвей на каркасе, форму которого они будут приобретать;
  • сращивание веток и стволов разных деревьев;
  • можно воспользоваться методом формирования плодовых деревьев на шпалере.

Каркас может быть любой формы, но обязательно металлическим. Шпалеры берутся только плоские.

Принцип работы заключается в том, что изменяется форма стволов и веток

Повышенное внимание при создании представленного вида скульптуры должно отдаваться обрезке молодых ветвей, для которой следует использовать качественный садовый инструмент. Необходимо понимать разницу между вырезкой и подрезкой. В первом случае побеги удаляются до основания. Во втором – просто убирается необходимая длина. Вырезка требуется для того, чтобы лишние ветки не мешали формированию придуманного образа. Подрезка направлена на изменение направления роста ветвей.

Техника предполагает и изменение корней дерева. Так, есть ряд деревьев, корневая система которых выступает за границы почвы. Тогда и их можно вовлечь в дело. При этом работа будет выполнена намного быстрее, а переплетать корни намного легче.

Тем не менее, такие деревья не могут использоваться в условиях России из-за сурового климата. Корневая система попросту замерзнет, а значит, и арбоскульптура будет испорчена.

Техника предполагает и изменение корней дерева

Скульптура из дерева. С чего начать?

Создание скульптуры из дерева процесс бесконечно интересный и сложный. Разбив его на несколько последовательных этапов мы значительно упростим задачу, связанную с пониманием самих основ.

Этап первый — предварительный.

Театр начинается, как известно с вешалки, а океан с неприметного, ничем особым не выделяющегося побережья.

С чего начинать будущему гениальному скульптору, после того как решение стать им принято окончательно и бесповоротно? Конечно же, с выбора материала. Занимаясь этим не простым, но очень увлекательным делом вы заодно сможете определить и уровень вашего художественного вкуса. Ведь главная задача скульптора по дереву состоит в выявлении уже созданного природой образа. Безошибочно определив его, как единственный и неповторимый, вы сделаете первый шаг в нужном направлении. Сколько это будет длиться, неизвестно. Поэтому «стартуем» с места, когда заветная «деталь» вами уже найдена. И сразу же, переходим к практическим действиям. Для начала необходимо очистить выбранный вами объект от трухлявой и подгнившей древесины. Лучше всего для этого подойдет обычный нож. Единственное условие — нож не должен быть острым. Помните — дерево достаточно хрупкий материал. Одно ваше неосторожное движение и прекрасная заготовка превратится в кусок обычного дерева. Убрав ненужное, вымойте ее под струей воды для удаления пыли и грязи, которая будет мешать вам при дальнейшей работе.

Следующие ваши действия будут связаны с таким вопросом как сушка, что в принципе является темой для отдельного разговора, но поскольку обойти ее никак нельзя то могу дать одну небольшую рекомендацию. Назовем ее, ну например «ускоренной сушкой». В чем состоит суть процесса? Если заготовка невелика, а ждать два — три года совершенно невозможно поступайте следующим образом: заверните деталь в то, что способно хорошо впитывать влагу, например бумага или материал, затем вторым слоем дайте нечто противоположное по своим качествам. Это может быть, к примеру: обычный полиэтилен. Поместите упакованную деталь в место с постоянной высокой температурой, естественно это не печь, и через сутки — двое меняйте первый ,влажный или даже мокрый слой упаковки. Через несколько дней результат сушки определите по ней же, при очередной замене бумаги вы убедитесь, что влага отсутствует.

Этап второй — основной.

Дерево высохло и можно приступать к работе. Что наиболее важно для нас на этом этапе, конечно же — инструмент. Что использует резчик по дереву?

Сразу отмечу, что список инструментов сравнительно не велик. Это набор ножей и стамесок с различным профилем сечения. Компанию им составит ручная дрель и деревянный молоток. А еще такой предмет как цикля — совершенно необходимая вещь для зачистки и выравнивания поверхности. Вот по большому счету и все. Да и вот еще что, хороший профессиональный инструмент найти непросто и стоит он не дешево, но потратившись солидно один раз, вы обеспечите себя всем необходимым на долгие годы. Практикуется также и метод переделки обычных инструментов под специальные. Не берусь судить о том насколько это дешевле, но то, что это займет у вас массу времени — однозначно. К тому же вы должны будете убедиться в качестве стали, из которой сделаны инструменты, что сделать весьма проблематично. И самое важное напоследок — все инструменты должны быть идеально заточены, позаботьтесь об этом.

Вопрос: «А как же сам процесс? Как создать то чего еще не было в природе?» здесь не обсуждается. Тут уж простите вы сами. Творчество процесс очень личный и даже можно сказать интимный и любые советы в этой области вам только навредят. Ваш разум и ваше художественное чутье вот единственные и неповторимые советчики. Доверьтесь им, и вы конечно же не прогадаете!

Этап третий — композиционный.

Вот и все. Ваш шедевр готов. Позади бессонные ночи и муки творчества. И…что — то все равно не так. Что — то не дает вам покоя и, глядя на уже готовую работу, вы вдруг понимаете, что ваш «бриллиант» требует соответствующей оправы. Конечно же, ведь вы забыли о подставке для своей скульптуры!

Выбор подставки это дело вашего вкуса. Здесь не существует, каких то, строго определенных стандартов. Все что нужно вам помнить ─ она должна служить гармоничным продолжением вашего произведения. Поэтому хорошей основой могут стать любые естественные наросты или пни. Для крепежа же отлично подойдут детали из меди и композитный клей. Кстати при помощи последнего очень часто создаются подлинные шедевры, ведь при удачном выборе « заготовок» бывает просто достаточно соединить их между собой и вот перед вами прекрасная птица или жуткое лесное чудовище и это при минимуме затраченных усилий!

Этап четвертый — о вреде лака и о пользе трещин.

Лак применять нельзя. И все. Естественная красота дерева несовместима с ним, и вы испортите все, что так долго создавали. Наоборот ─ трещинки и все прочие «недостатки» древесины это ее достоинства. Ваша задача не скрыть, а подчеркнуть и выделить их. Защитить же ваше произведение и одновременно не испортить его помогут препараты химической реставрации и защиты, которых сейчас в свободном доступе величайшее множество, а определиться в их выборе поможет специальная литература, которой тоже предостаточно. Не забывайте и об интернете, где на специальных форумах вы сможете найти ответы на любые ваши вопросы, к тому же это не будет вам стоить ни гроша.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: